На официальном сайте «Единой России» опубликовано обращение 13 российских губернаторов-единороссов к лидерам парламентских фракций, в котором требуют «активных мер по преодолению политического экстремизма». Деятели, которых губернаторы считают экстремистами, названы по именам – это Эдуард Лимонов, Дмитрий Рогозин, Леонид Невзлин, Владимир Гусинский и Борис Березовский. Этим людям и тем, кто их поддерживает, «необходимо закрыть доступ в общественную жизнь», написано в обращении.
В обращении говорится, что Рогозин и Лимонов активно используют экстремистские лозунги, а деятельность «спонсоров радикальной оппозиции» Невзлина, Гусинского и Березовского также направлена на «разжигание экстремистских настроений». «В стране, где десятки миллионов человек отдали свои жизни в борьбе с фашизмом, они [экстремистские призывы и действия] смотрятся особенно цинично», - написано в обращении.
Причем в том месте, где говорится, что деятельность экстремистских группировок привела к гибели людей, дана ссылка на новость о вердикте по делу об убийстве в Петербурге таджикской девочки и о нападении на 9-летнюю девочку-мулатку. То есть Невзлин, Гусинский и Березовский фактически приравнены к тем людям, которые убивают по мотивам национальной ненависти.
Примечательно, что бывший лидер «Родины» Дмитрий Рогозин (который и вправду в свое время играл на ксенофобских настроениях) и лидер НБП Эдуард Лимонов уже давно выбиты с политического поля, а бизнесмены Невзлин, Гусинский и Березовский скрываются по заграницам.
Отметим, что понятие «экстремизм» пока что толком не сформулировано, и авторы письма – намеренно или нет – даже не пытаются проводить грань между убийствами иностранных студентов и акциями по разбрасыванию антипутинских листовок.
При этом авторы рассчитывают, что их призыв «будет поддержан всеми цивилизованными политическими силами России».
По данным «Коммерсанта», это письмо – очередной плод творчества замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова. Как пояснил неназванный собеседник газеты, схема появления подобных документов всегда одна и та же: из кабинета Суркова документ присылается в партию, которая спускает его для подписания своим членам. При этом никакого обсуждения с губернаторами не проводилось.
Эксперты полагают, что губернаторское обращение появилось только для того, чтобы придать большую весомость антиэкстремистским поправкам, которые единороссы намерены одобрить в ближайшую неделю. Заложенное в этот проект новое определение экстремизма, как объяснил «Коммерсанту» замгендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко, «настолько сомнительно и невнятно», что в верхах для придания ему респектабельности «решили подключить тяжелую артиллерию».
Обращение подписали мэр Москвы Юрий Лужков, губернаторы – Московской области Борис Громов, Тверской области Дмитрий Зеленин, Хабаровского края Виктор Ишаев, Курской области Александр Михайлов, Вологодской области Вячеслав Позгалев, Орловской области Егор Строев, Кемеровской области Аман Тулеев, Красноярского края Александр Хлопонин, Ростовской области Владимир Чуб, глава Республики Мордовия Николай Меркушкин, президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов, президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Воззвание 13 российских глав регионов, призывающее «всем ветвям власти» и «всем структурам гражданского общества» объединиться для активизации борьбы с экстремизмом, является очередной демонстрацией лояльности, сказал в интервью «Полит.ру» известный политолог, глава исследовательского центра Панорама Владимир Прибыловский.
Именно по этой причине, по его мнению, под воззванием не стоит подпись главы Адыгеи Хазрета Совмена, который так же, как и подписанты, является членов Высшего совета «Единой России», но сейчас находится в опале у президента. Помимо этого, обозначив основных врагов России, губернаторы официально отреклись от всех своих бывших связей с олигархами Невзлиным, Гусинским, Березовским.
Кроме того, по версии Прибыловского, подобное воззвание могло стать реакций на слухи о назначении Дмитрия Рогозина министром юстиции. Несмотря на то что подобный вариант маловероятен, вполне возможно, что по Рогозину решили нанести превентивный удар. В пользу обоих версий говорит и то, что в воззвании отсутствуют персоналии, представляющие реальную угрозу.