Рейтинги тандема и партии власти устанавливают очередные рекорды падения. У президента исторический минимум, у Путина — с монетизации льгот. Конечно, они довольно велики, но тренд падения переломить не удается. Причина и в уменьшении доходов населения, и в неловких инициативах властей.
Социологи из Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) обнародовали свежие результаты опроса рейтингов российских лидеров и политических партий. Картинка вырисовывается нерадостная для властей.
Рейтинг доверия Дмитрия Медведева упал до 46 пунктов — минимума с его презентации в качестве преемника Владимира Путина в декабре 2007 года (тогда было 43 пункта). При этом число «полностью недоверяющих» обновило максимум за все президентство Медведева, поднявшись до 20 процентов. Рейтинг доверия Путину выше, но тоже просел до 53 процентов. Меньше у нынешнего премьера было, по данным ФОМ, в 2003-2005 годах. Число недоверяющих Путину повторило максимум 2005 года (после монетизации льгот), составив 18 процентов.
ФОМу вторят коллеги из «Левада-центра», чьи опросы также показывают падение рейтинга тандема в последний год до исторических минимумов (см. Путинский минимум). Впрочем, данные «Левада-центра» фиксируют небольшой (на два процента) рост рейтинга тандемократов по сравнению с мартом.
Рейтинг «Единой России» тоже упал до выборного уровня. В декабре 2007 за ЕР в процентах от всех избирателей проголосвал 41 процент (правда, протестный электорат на выборы не пошел и партия получила 64 процента и парламентское большинство в Госдуме). Социологические опросы показывали в 2008-2009 годах уровень поддержки «Единой России» в 54-56 процентов, снизились в 2010 до 50-51 процента и обвалились в начале 2011 года. На сегодня партия парламентского большинства имеет рейтинг в 43 процента. Такое же скоростное падение наблюдалось в начале 2005 года (с 41 процента до 35).
Согласно последним данным «Левада-центра» (в отличие от ФОМа фиксируют проценты от числа определившихся с выбором граждан), за год рейтинг партии власти «просел» на 7 процентов и составляет в апреле 55 процентов, упав по сравнению с мартом на два пункта.
Это уже ощутимый риск провалиться на парламентских выборах. Что, естественно, не отрицает возможности манипулирования явкой и результатами волеизъявления в отдельно взятых регионах и на отдельно взятых предприятиях, но вкупе с падением лидеров страны кажется уже совсем неприятным результатом.
Ответ «рейтинги падают из-за отсутствия роста доходов населения после кризиса и усталости от ожидания» годится лишь отчасти. Да, посткризисные рейтинги фиксировали некоторое падение доверия к верховной власти. Перелом случился в начале этого года и объяснить его «плохим настроением от зимы» (так сделал по результатам мартовских выборов единоросс Андрей Исаев: «колебания рейтинга партии в последнее время носили сезонный характер. Это была зима, которая всегда приводит к ухудшению самочувствия людей») сложно, если вообще возможно.
Эффект также вполне мог дать рост цен на товары и услуги. По данным Росстата, в марте 2011 по отношению к марту 2010 года он составил 9,5 процентов. Даже если методика российского статистического ведомства отражает более-менее реальную картину, по отдельным регионам и группам товаров рост был существенно больше. Меж тем реальные доходы населения, отыграв посткризисное падение в последний год замерли и даже уменьшились за счет инфляции. По данным Росстата, доходы в среднем по стране составили 18 390 рублей, показав рост на 6 процентов к марту прошлого года. Однако реальные денежные доходы (то есть с поправкой на инфляцию) немного снизились, составив всего 96,6 процента от уровня марта прошлого года.
Особых телодвижений властей — широко разрекламированных и ущемляющих права значительной доли россиян наблюдается немного. Однако они наблюдаются и в комплексе могут объяснить и падение рейтингов до рекордно низких (для нынешних российских лидеров, разумеется) результатов.
Введение платной рыбалки, обещание кратно повысить акцизы на алкоголь и табак, очевидная профанация реформы милиции, единственным эффектом от которой, вероятно, стало снижение лояльности сотрудников правоохранительных дел федеральной власти. Все эти телодвижения — активность федерального правительства и многие граждане ими не вполне довольны. И даже потенциально готовы протестовать (см. Нация терпил).
Выходов у власти накануне выборов немного: заливать недовольство деньгами или надеяться на предвыборную накачку и мобилизацию бюрократического аппарата. Скорее всего, они будут сочетаться: повышение зарплат бюджетникам уже обещано, начинается и мобилизация элит перед выборами. Осталось выяснить, насколько хватит ресурса «эпохи путинской стабильности» и чем государство заплатит за рост расходов. Кажется, что надежда только на дорогую нефть.