Сергей Собянин рассказал о своем видении решения транспортной проблемы в Москве. В интервью газете «Коммерсантъ» мэр признал, что дорог на всех все равно не хватит, сколько бы их не строить, поэтому единственный способ борьбы с пробками — развитие общественного транспорта. По словам мэра, в Москве сейчас около четырех миллионов автомобилей, половина из которых в будни не покидает стоянок во дворах.
Собянин рассказал также, какие дороги правительство города все-таки собирается строить. «Во-первых, это магистрали, по которым люди уезжают за город, особенно в выходные дни. Во-вторых, надо связывать отдельные районы между собой. В-третьих, реконструкция дорог нужна для общественного транспорта. И четвертое, у нас даже по нормативам площадь дорог меньше в разы, чем в любом европейском городе и мегаполисе», — приводит газета слова мэра.
Львиная доля средств расходуется на общественный транспорт — на строительство новых линий метро, на реконструкцию кольцевой железной дороги и развитие радиальных железнодорожных линий.
Собянин, конечно, лукавит, когда говорит о том, что мэрия огромное внимание уделяет общественному транспорту. В него вкладываются и правда намного больше, чем при предыдущей администрации, однако заметно меньше, чем в автодороги.
Городская программа развития транспортной системы на 2012-2016 гг включает в себя несколько подпунктов. Так, в развитие железных дорог Москвы вложит всего около 16 миллиардов рублей. На развитие наземного пассажирского транспорта за пять лет планируется потратить 138,5 миллиардов рублей. Больше всего уйдет на метро — 465 миллиардов. То есть в общественный транспорт город планирует вложить за пять лет около 620 миллиардов. На заметную помощь приходится рассчитывать только при развитии железных дорог — федерация и коммерческие компании собираются инвестировать в этот сектор 110 миллиардов.
Совсем другое дело в подпрограмме строительства дорог — она за пять лет получит 928 миллиардов, то есть в полтора раза больше. В этот бюджет входит и общественный транспорт — маркировка выделенных полос, строительство новых остановок, но основная часть подпрограммы — строительство и реконструкция дорог. При этом планируется возвести не то чтобы самые полезные дороги. Огромная Северо-западная хорда должна будет пройти от Рублевского до Ярославского шоссе. Реконструкция Ленинского проспекта предполагает превращение его в бессветофорную трассу — наподобие Ленинградки, в некоторых местах достигающей ширины в 20 полос. Ленинградский проспект — это, как правило, пробка шириной в сто метров и длинной в пять километров. На эти две трассы планируется затратить 50 миллиардов рублей — на эти деньги можно было бы построить множество мостов через железные дороги, которые в Москве являются непреодолимой преградой как для пешеходов, так и для автомобилистов.
Строительство двухкилометрового Алабяно-Балтийского тоннеля уже обошлось бюджету в 60 миллиардов рублей — а он все еще не сдан в эксплуатацию.
Огромные магистрали в центре города вредны еще и тем, что они разрывают районы —чтобы просто пересечь улицу, надо либо идти километр до ближайшего надземного или подземного перехода, или ехать несколько километров до разворота. НПО «Космос», которое занималось реконструкцией Ленинградки и сейчас строит Алабяно-Балтийский тоннель, и вовсе самовольно разобрало трамвайную линию, которая шла от Беговой улицы до «Сокола». Департамент транспорта теперь вынужден добиваться строительства новых трамвайных рельсов — хотя по документам они должны были быть временно сняты лишь на несколько месяцев.
Вообще складывается такое впечатление, что мэрии проще строить дороги, чем, например, класть трамвайные рельсы. Департамент транспорта только со второго раза смог провести аукцион по закупке низкопольных трамваев. Вообще запуск скоростных трамваев в Москве отложен и планируется уже после 2016 года. Отменить турникеты на входе в салоны автобусов, троллейбусов и трамваев «Мосгортранс» никак не решается, хотя это страшно уменьшает скорость транспорта. Одна из причин — сложность обеспечения работы контролеров и необходимость привлечения полиции к проверке билетов. Однако договориться с ГАИ о передаче прав на штрафы за неправильную парковку мэрии удалось довольно быстро.
Согласно данным Департамента транспорта Москвы, автомобили перевозят только 26,5 процентов пассажиров (1,95 млрд человек в год), 73,5 процентов перевозок осуществляется общественным транспортом (5,4 млрд соответственно). Одна из целей программы развития транспортной системы — снизить долю перевозок, приходящихся на личный автотранспорт, до 23 процентов. Не очень понятно, каким образом мэр Собянин планирует пересаживать москвичей на общественный транспорт, если больше всего денег будет затрачено на реконструкцию дорог, основные пользователи которых — автомобилисты.