будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Экономическая сговорчивость

Экономическая сговорчивость
98_04

 Визит западногерманского канцлера Ангелы Меркель в Москву несколько напоминает визит президента Украины Виктора Ющенко. Напоминает, правда, не интервалом между вступлением в должность и приездом в Москву, а ситуацией, в которой оказалось российское внешнеполитическое руководство. В случае с Украиной, как мы все прекрасно помним, Москва на президентских выборах 2004 года изо всех сил поддерживала оппонента г-на Ющенко, тогдашнего премьер-министра правительства Украины Виктора Януковича. В германском варианте, в ходе парламентских выборов 2005 года, Москва скорее болела за тогдашнего канцлера, социал-демократа Герхарда Шредера, которому оппонировала представитель христианских демократов Ангела Меркель. И тот, и другой кандидат выборы проиграли, и российским политикам пришлось срочно переориентироваться и думать, как теперь иметь дело с бывшим врагом. В отношениях с Украиной Россия пошла на принцип и взорвала сложившиеся отношения в торгово-экономической сфере резким повышением цен на газ. В отношениях с Германией такой подход явно не срабатывает, потому что немецкий потребитель и так платит за российское топливо по полной стоимости, и усложнить жизнь новому канцлеру Россия не смогла бы при всем желании. Тем более что, начиная конфликт с Украиной, российская сторона имела в виду снизить ей поставки газа, чтобы продавать высвободившиеся объемы по более высоким ценам в Западной Европе. И для этого важнее поддерживать хорошие отношения с Германией, кто бы там у власти ни находился.

Поэтому прошедший визит был визитом политика, с которым надо налаживать хорошие отношения. И это - основное отличие от диалога с украинским президентом, хорошие отношения с которым представляются разработчикам внешней политики совсем не обязательными. И хотя процесс налаживания отношений со вчерашним оппонентом - вещь непростая, задача, как нам кажется, вполне решаема: несмотря на разницу позиций по отношению к тем или иным проблемам, у России и Германии столько общих интересов, что все равно придется как-то договариваться.

Что нужно России - хорошо известно и понятно: чтобы Германия продолжала покупать нефть и газ, поучаствовала в строительстве Северо-Европейского газопровода и дала согласие на досрочное погашение российского долга, а мы имели бы постоянный доступ к кредитным ресурсам немецких банков. Если, кроме всего прочего, какие-нибудь германские корпорации захотят перенести свои производства в Россию, поближе к источникам сырья и рынкам сбыта, то, как говорится, милости просим (если, конечно, эти производства не потребуют контроля за стратегически важными российскими предприятиями). Больше нам, по большому счету, от германской экономики ничего не требуется.

Германия же сильно заинтересована в российских рынках сбыта, но не очень-то может на них рассчитывать. И на это есть несколько причин, самая фундаментальная из которых состоит в том, что немецкая промышленность уже не является безусловным лидером по производству большого количества товаров и услуг, хотя раньше у нее и был абсолютный приоритет. Точно такие же товары аналогичного качества, но гораздо дешевле делают компании США, Японии и Южной Кореи, и угнаться за ними в конкурентной борьбе немцам становится все труднее. У потребителей разных стран мира есть выбор, и далеко не всегда он производится в пользу товаров с немецким качеством.

Еще одна причина, по которой германская промышленность не сможет сильно расширить свое присутствие на российском рынке, – это бедность российских потребителей. К сожалению, доходы львиной доли российского населения едва-едва дотягивают до прожиточного минимума, и людям не до покупки иностранных товаров, особенно таких, как немецкие, которые по определению являются дорогими.

Третья причина носит конъюнктурный характер - неблагоприятное соотношение курсов доллара и евро, имевшее место в 2002-2005 годах: американская валюта дешевела, европейская дорожала, а европейские товары дорожали вместе со своей валютой, уступая рынки сбыта конкурентам из США или стран Юго-Восточной Азии, чьи валюты привязаны к доллару. Сейчас, конечно, ситуация выправляется, доллар начинает дорожать, но как долго это продлится и окажет ли его рост позитивное влияние на расширение сбыта европейских товаров, в том числе германских, – определить затруднительно. Во всяком случае, если в качестве показателя конкурентоспособности взять продажи новых иностранных автомобилей в России, то немецкие автопроизводители – Volkswagen, Scoda, Mercedes, Opel – явно проигрывают корейским, японским и американским (Daewoo, Nissan, Toyota и Ford). Общие показатели подтверждают эту закономерность. Хотя в списке из более чем двухсот стран мира, с которым Германия ведет торговлю, Россия занимает почетное 13-ое место по импорту и 14-ое – по экспорту, в абсолютном зачете это только 2% и 2,8%.

Тем не менее, низкий удельный вес России в германской торговле не должен вводить в заблуждение – мы являемся поставщиком стратегического сырья, а немецкие корпорации – технологического оборудования, без которого растущая российская промышленность развиваться не сможет. Поэтому потребность во взаимной торговле у нас очень велика и, как можно надеяться, это сделает политических руководителей двух стран более сговорчивыми, и они не станут концентрироваться на недавних противоречиях, а займутся выстраиванием безоблачного будущего.

В качестве приложения мы даем интересную и без всяких комментариев таблицу со структурой торговли между Россией и Германией.

Российский импорт из Германии
Доля в стоимости, %
Мясо и мясопродукты
3
Молочные продукты
1,25
Табачные изделия
1,5
Химия и фармацевтика
6,75
Лаки и краски
1,4
Косметические и туалетные принадлежности
3
Резина и пластмассы
5
Бумага, картон и печатные изделия
3,5
Трубы и металлоконструкции
4
Алюминий и изделия из него
1,4
Технологическое оборудование
В том числе
·       для пищевой промышленности и общественного питания
·       вычислительные машины и блоки
·       прокатные станы
·       лифты, эскалаторы и конвейеры
·       для обработки резины и пластмасс
·       полиграфические машины
·       насосы
·       сельскохозяйственные машины
·       центрифуги
·       газовые турбины и турбореактивные двигатели
·       строительно-дорожная техника
·       металлургическое и машиностроительное оборудование
31
Телефонные аппараты, телефонные станции, передающая аппаратура для радио- и телестанций
11
Автомобили
6
Прочие статьи
20
Итого
100
 
 
Российский экспорт в Германию
Доля в стоимости, %
Нефть и газ
94
Прочие статьи
6
Итого
100

См. также:

  • Гриценко. Высокоразвитый придаток сырьевых стран
  • Гриценко. Канцлер налоговых игр
  • Гриценко. Зачем нам Европа, и зачем Европе мы
  • Гриценко. Российский выход из европейского тупика
  • Гутник. "Если реформы пойдут правильно, у левых не будет шансов"
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).