Журналисты Youtube-канала «Редакция» сообщили о том, что во взятых ими пробах воды на Тихоокеанском побережье Камчатки найден гептил – высокотоксичное ракетное топливо. Об этом сообщил ведущий программы Алексей Пивоваров.
«В одной из проб, которые мы привезли, обнаружены продукты распада ракетного топлива. Это нитрозодиэтиламин и тетраметил-2-тетразен. Это продукты распада гептила», - заявил он. По его словам, экспертиза проходила на химическом факультете Московского государственного университета.
Отметим, что вероятность утечки гептила с Радыгинского полигона широко обсуждалась, когда стало известно о трагедии на Камчатке в конце сентября. Тогда были опубликованы снимки погибших животных, купальщики стали жаловаться на химические ожоги от соприкосновения с водой. Сейчас основной версией РАН является природный фактор – так называемый «красный прилив», цветение токсичных водорослей-динофлагеллятов. В то же время, многие критикуют эту версию.
- Динофлагелляты – планктонный организм, он живет в толще воды, и все, кто питается этим планктоном, например, двустворчатые моллюски, питаются им без вреда для себя, но если потом поесть этих моллюсков, то можно получить отравление. Сакситоксин – нервно-паралитический яд, он блокирует проведение нервных импульсов, возможна даже остановка дыхания. Но это что касается употребления в пищу. Что касается контактного отравления, например, при купании, честно говоря, мне такие сведения не попадались. Конечно, если взять моллюсков, которые наелись динофлагеллята, и втереть их в кожу, то можно получить отравление, но для этого нужно предпринять довольно необычные действия, - отметила биолог Елена Краснова в ходе круглого стола «Правда о Камчатке», инициированного партией «За правду».
В РАН оперативно отреагировали на данные о нахождении проб гептила – точнее, следов его распада,. Вице-президент РАН Андрей Андрианов подчеркнул, что продукты распада токсичного ракетного топлива были найдены в бухте Большая Лагерная. В других же пробах, в частности, на Халактырском пляже, где были найдены трупы животных, гептила не обнаружили.
Примерно в том же ключе в своем Telegram-канале прокомментировал данные исследования губернатор Камчатки Владимир Солодов.
«Мы продолжаем отрабатывать даже малейшие признаки техногенного загрязнения, в том числе и данные, поступающие из МГУ, где специалисты-химики обнаружили следы распада гептила в одной (из двадцати) проб воды, необходимо будет отследить его происхождение. Эти факты нельзя увязать с массовой гибелью гидробионтов по всей акватории, но мы будем настойчиво заниматься очисткой Камчатки от всех видов выявляемых загрязнений, неважно - привели они в этот раз к серьёзным последствиям или нет.
Данные следы загрязнения обнаружены в бухте Большая Лагерная, внутри Авачинской губы, где проходит интенсивное судоходство. В то же время, основные факты гибели морских гидробионтов обнаружены в океанской акватории южнее Авачинской губы, причём на разных участках в общей удалённости в сотни километров, вплоть до мыса Лопатка. Взятые там пробы не содержали (по мнению ученых МГУ, а ранее - Гринпис) признаков продуктов распада гептила.
Для информации: Радыгинский полигон, на который ссылаются авторы ролика, тяготеет совсем к другим точкам в акватории, в них признаков загрязнения учеными МГУ обнаружено не было», - написал он.
Тем не менее, сейчас можно говорить о том, что Камчатка вскрыла более серьезные проблемы, чем цветение токсичных водорослей. Удалось привлечь внимание общественности к проблеме незарегистрированных свалок. Да и обнаружение следов распада гептила – вопрос, который надо решать. Даже если в самом инциденте «виноваты» другие факторы.