«Полит.ру» продолжает проект «Экспертиза», в рамках которого мы будем публиковать комментарии ученых, экспертов, представителей заинтересованных групп по какому-либо актуальному вопросу. Сегодня поводом послужил рекордный индекс социального самочувствия россиян, опубликованный 5 августа ВЦИОМ.
Согласно опросу, удовлетворенность жизнью достигла своего максимума за все время исследований с 2005 года. Индекс социального оптимизма, обновив рекорд еще в начале лета, стабильно продолжает держаться на уровне максимума - 77 пунктов. Россияне положительно относятся к политической и экономической обстановке в стране, оценивая их соответственно в 78 и 79 пунктов.
При этом результаты центров изучения общественного мнения частично совпадают, а частично расходятся. Социологи дают различные интерпретации этого явления, и сегодня мы приводим наиболее оптимистичные комментарии.
Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:
Говоря о социальном самочувствии населения, можно представить себе горизонт - его невозможно достичь, поскольку он все время отодвигается. Также нельзя никогда достичь максимума и абсолютного довольства в настроениях населения.
2005 год, когда самочувствие общества в индексе было ниже на 55 пунктов по сравнению с сегодняшними показателями, был отмечен монетизацией льгот, которая резко обрушила самочувствие значительной части россиян – старт нашего индекса был низкий. Когда власть одумалась и стала заниматься национальными проектами - не отбирать деньги у людей, а вкладывать в человеческий капитал - стало улучшаться и общественное настроение.
Как вы можете заметить по графику, выше других на протяжении всего времени проходит линия оценки политической обстановки в России. Это потому, что в стране фактически нет политических преобразований - большинство граждан страны устало от них, воспринимает как зло, а значит высоко ценит их отсутствие.
Для россиян есть фундаментальная ценность-стабильность. С конца 80-х годов эта ценность была не в почете, всем казалось, что они достойны большего и лучшего - стоит только снести проклятую партократию, которая узурпировала все народные богатства, и они войдут в сияющий новый мир. В 90-е годы преобразования, реформы, революции стали реальностью, и выяснилось, что в 80-е мы жили очень хорошо и просто не ценили это, а сейчас живем гораздо хуже. У людей тогда случился резкий шок. Стабильность резко актуализировалась, и в нулевые годы власть, эксплуатируя эту ценность, сохраняла высокую популярность. Стабильность-второе имя Путина, пришедшего тогда к власти.
Политика едина для всех граждан, оцениваем мы ее более-менее одинаково. К экономическому, социальному аспекту у каждого есть свои претензии, поскольку эти сферы лично касаются каждого из нас. Более низкая оценка этих областей жизни связана с тем, что люди продолжают считают себя недооцененными, достойными лучшего – ведь даже их зарплата не так высока, как должна быть.
Состояние экономики 2008 года и возвращение ее по графику к прежним показателям к середине 2012 года, как мне кажется, соответствует экономическим показателям. У нас произошел W- образный выход из кризиса, гораздо более медленный и растянутый, чем выход V-образный. Соответственно ожидания людей о том, что сейчас все плохо, но очень скоро все станет хорошо, не оправдались - на восстановлении индекса социального самочувствия в области экономики это отразилось. Более того, в середине 2012 года на пост президента пришел Путин, и народ снова получил стабильную и популярную власть. По оценкам результатов президентских выборов, у граждан нет претензий по части честности, что означает, что президентом Путина считают по праву. Это подействовало и на оценку экономики: часто в социологии на оценку гражданина по одному поводу влияют сторонние события. С тех пор больших поводов для разочарований, по сути, не было: доходы растут, зарплаты повышаются, инфляция контролируется, безработицы практически нет.
В августовском индексе учтены западные санкции: 95% респондентов сказали, что не почувствовали на себе никакого их влияния. Наши ответные санкции не учитывались, поскольку их смогут почувствовать только через несколько месяцев.
Главные события, которые повлияли на индекс - это воссоединение с Крымом и степень участия в гражданской войне на Украине. Однако эти события являются двуликим Янусом. Бои в Ираке или Сирии никак не отражаются на самочувствии россиян: большинство из нас в этих странах не бывали и практически никто из нас не имеет там друзей и родственников. Другое дело Украина - около 40% россиян как-то связаны с украинцами, они для нас как вторая Россия. Однако гражданскую войну там мы воспринимаем как нечто близкое, опасное и нежелательное. Тем не менее, наша страна позволяет себе такие внешнеполитические шаги, как присоединение Крыма, что означает, что мы не следуем в фарватере США, и это вызывает уважение большинства россиян.
Сейчас мы просто фиксируем настроения, мы не в состоянии их прогнозировать. На протяжении вот уже десяти лет мы накапливаем базу, а сейчас пытаемся осилить интерпретацию и анализ полученных данных. Только после этих двух шагов мы сможем создавать прогностическую модель самочувствия населения.
Руководитель департамента политических исследований ФоРГО Андрей Кочетков:
Если анализировать такой аспект, как социальное самочувствие населения, надо понимать, что оно носит многомерный характер и зависит от совокупности факторов – у того же ВЦИОМ есть несколько блоков вопросов. Если привязывать индекс к конкретным событиям, то я бы выделил несколько основных факторов. Главный из них – это общее ощущение у людей стабильности в политической и экономической системах страны.
В рамках политической системы люди видят, что со времен протестов на Болотной площади политическая система эволюционировала в сторону большей открытости и конкурентности. На избирательных кампаниях в регионах раздаются критические замечания, но если сравнить их с оценкой людей к тем же выборам несколько лет назад, мы видим положительный характер развития. В этом году в региональных выборах участвует огромное количество партий, а выборы носят скорее конкурентный характер, а не референдумный. Это сказывается и на социальном самочувствии - у людей возникает ощущение, что власть стала внимательнее прислушиваться к ним, считаться с ними.
С точки зрения социально-экономической ситуации, было принято большое количество решений, направленных на повышение уровня жизни. Принимались, конечно, и трудные решения, в том числе связанные с Пенсионным фондом, но граждане продолжают получать зарплаты, пенсии, которые индексируются. Когда эта тенденция продолжается на протяжении длительного периода времени, общество чувствует уверенность в завтрашнем дне.
Россия активно строит школы, детские сады, медицинские центры в регионах. Эти действия не всегда заметны в столице, а в регионах они очень чувствуются. Когда в каком-то городе строится медицинский центр с современным оборудованием – для жителей это большое событие, улучшающее социальное самочувствие данного региона.
Большую роль здесь играет и внешнеполитический фактор – в последнее время Россия демонстрирует серьезные успехи на международной арене: кооперация, развитие контактов с БРИКС, международная торговля, общее информационное и культурное пространство с другими государствами. У россиян формируется впечатление, что их страна в мире играет активную и созидательную роль. И если США позиционирует себя как гегемона, который пытается с помощью давления влиять на своих союзников, Россия относится к своим партнерам на равных, перестав играть, как это было в СССР, роль старшего брата.
Немалую роль сыграл и фактор воссоединения Крыма с Россией – он вызвал общенациональный подъем у людей, а защита соотечественников за рубежом, в том числе на Украине, тоже создает позитивное настроение.
Если мы посмотрим на динамику исследования ВЦИОМ, речь идет об устойчивой тенденции, которая позитивна в целом на протяжении длительного времени, несмотря на мелкие колебания. С точки зрения анализа социальных процессов все закономерно – чем дольше в государстве стабильность, тем эффект от нее больше. Население видит, что происходящее - не сиюминутные трюки власти, а решения серьезные и долгосрочные.
Понимаю, что стабильность и реформирование страны считаются традиционно противоречивыми явлениями, но на самом деле они скорее диалектичны. В условиях стабильности развивается и гражданское общество – это и социальные активисты, и общественные организации, и блогеры. Поле гражданского общества испытывает все большую потребность в налаживании каналов политической коммуникации с властью. Например, в последнее время особенно интенсивно развивается политика на уровне муниципального управления: многие молодые люди находят себя в роли муниципальных депутатов.
Летом у людей бывают более раскованные, добродушные настроения, к осени-зиме социальное самочувствие может падать – но я не думаю, что в данной ситуации стоит ожидать сильного и резкого изменения. Исследования нашего Фонда тоже показывают, что нынешнее самочувствие граждан возросло в сравнении с прошлогодними показателями– мы его оцениваем в целом по России как высокое.
Однако даже в самой благополучной стране социальное самочувствие не может расти бесконечно – на определенной высоте оно остановится и будет немного колебаться в своем коридоре вверх-вниз. Часто бывает так, что счастье граждан вовсе не зависит от каких-то политических или экономических показателей. По данным исследований, самыми счастливыми оказались те страны, которые в экономическом плане не представляют из себя никакой серьезной единицы. Между тем в странах с серьезным экономическим потенциалом – в Японии или Швеции - высокий уровень самоубийств, человек чувствует себя одиноким из-за распада системы семейных, дружеских отношений.
То общество, которое мы наблюдаем сейчас в России, уже совсем не то, что было пять лет назад - чтобы спрогнозировать настроения еще через пять или десять лет, необходимо накопить более серьезную базу данных, методологию, понаблюдать за развитием событий в России и в мире. Я бы не взялся бы делать голословный прогноз на длительный период, пока мы только накапливаем информацию.