Суд в Орле признал гражданина Дании Денниса Кристенсена виновным в экстремизме. Глава местной общины «Свидетелей Иеговы» получил шесть лет – минимальное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 282.2 УК РФ, сообщает «Русская служба BBC». В 2016 году орловский суд признал местную религиозную организацию свидетелей Иеговы «Орел» экстремистской.
Обвинение заявляло что Кристенсен, зная о том, что в 2016 году суд запретил МРО «Свидетели Иеговы – Орёл», все равно продолжал ей руководить, проводить собрания, богослужения и распространять религиозную литературу, в том числе и ту, что была признана экстремистской. Все аргументы защиты были признаны несостоятельными, несмотря на то, что Кристенсен даже не был официальным членом орловской организации.
В декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по правам человека назвал внесение религиозной организации в список экстремистских «полной чушью». В июле 2017 года правозащитная организация «Мемориал» признала Кристенсена политическим заключенным. Несмотря на это суд принял решение, в соответствии с которым Кристенсену придется провести в заключении ещё три года.
С любезного разрешения учёного, историка и теоретика искусства, византолога и религиоведа Алексея Михайловича Лидова «Полит.ру» публикует его реакцию в Фейсбуке на эту новость.
Что нам «Свидетели Иеговы»?
Только что одного из провинциальных лидеров этой общины осудили на 6 лет за экстремизм, имея в виду распространение религиозных убеждений недавно «запрещенной в России» религиозной группы, имеющей миллионы адептов по всему миру.
Всем, поддерживающим это решение и сочувствующим гонениям, хочу напомнить, что некогда во времена Римской империи, до Миланского эдикта Константина Великого, такой «опасной и человеконенавистнической» сектой считались христиане. Государство их преследовало, мучило и убивало, временами в огромных количествах. Жития первых святых полны подобных рассказов, уже прославляющих мученические подвиги стойких защитников веры. Их иконами полны наши церкви, и многие соотечественники носят их имена.
Хочу быть правильно понятым, у меня ноль симпатий к «иеговистам» и сектам вообще.
Но мне ясно одно: государство не имеет право вмешиваться в религиозную жизнь, оно обязано наказывать за нарушение закона — единого для всех. Попытки юридически оформить беззакония и преследование инакомыслящих, как это было и в Римской империи, делают репрессии на религиозной почве еще более неприемлимыми. Кстати, они зачастую возвращаются к преследователям в виде бумеранга, как это и случилось с языческими гонителями христиан, когда власть переменилась. Так что здесь, помимо нравственного чувства, должен срабатывать и инстинкт самосохранения. Особенно в нашей стране, с ее недавней и трагической историей государственных преследований на религиозной почве.
Своим мнением о ситуации с преследованиями «Свидетелей Иеговы» с «Полит.ру» поделился кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН Александр Геннадьевич Кравецкий.
Я не знаком с материалами дела, поэтому могу комментировать эту тему только с точки зрения обывателя. Про Свидетелей Иеговы я знаю довольно мало и плохо знаком с конкретикой их вероучения. Однако я абсолютно уверен, что людей нельзя преследовать за принадлежность к религиозной организации. Людей можно и нужно судить за действия, не за слова, а именно действия, обычные уголовные преступления, которые могут совершаться под самыми разными лозунгами. Преследование же за слова невозможно.
У России, к сожалению, большой опыт религиозных преследований. И этот процесс, на мой взгляд, является сигналом верующим всех конфессий, что за ними скоро тоже могут прийти. Прецедент создан для всех. Характерно, что многие люди весьма консервативных убеждений резко негативно отзываются о преследованиях Свидетелей Иеговы. В этом месте срабатывает определенная защитная система.
Очень хотелось бы, чтобы появилось какое-то коллективное обращение верующих России с протестом против преследований. И не только потому что это беззаконие (что само собой разумеется), но ещё и потому, что для огромной социальной группы, которая ещё недавно чувствовала себя относительно защищённой, прозвучал отчетливый сигнал: «Внимание! Над вами нависла опасность религиозных преследований».
Сторонники преследований любят в качестве аргументов приводить различные случаи нарушения закона членами общин Свидетелей Иеговы. Конечно, если кого-то обманом лишили квартиры, это является поводом для того, чтобы в дело вступили правоохранительные органы. Но мы знаем, что различные преступления совершаются от имени многих конфессий. Это не повод для их запрета.