будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин Росфинмониторинг Центробанк законотворчество правительство
Июль 4, 2025
Страна
Хестанов Сергей

Электронные платежи утратят безымянность

Электронные платежи утратят безымянность
222906422_291cb08d89_b
Отпечаток пальца. Источник: Andy Hay/flickr.com

В России могут существенно ограничить анонимные электронные платежи: соответствующие поправки в законодательство разрабатываются профильными ведомствами по распоряжению правительства России. Центральный банк России при этом настаивает на не самых жестких ограничениях.

Как пишет газета «Коммерсантъ», ЦБ добивается запрета только на снятие средств с электронных кошельков и предоплаченных банковских карт. В то же время Росфинмониторинг отстаивает обязательность идентификации их держателей, что является фактическим запретом подобных анонимных инструментов. По сведениям издания, компромисс между позициями ведомств может быть достигнут уже скоро.

Задача оценить, насколько разумно будет ввести запрет на зачисление средств на неперсонифицированные электронные средства платежа (НЭСП) без использования банковского счета, была поставлена перед ведомствами постановлением правительства РФ от 7 ноября 2017 года. До конца 2017 года выработать единый взгляд на этот вопрос ведомствам не удалось. После этого, по данным газеты, Минфин предложил провести обсуждение на площадке аппарата правительства.

 
Транспортная карта "Тройка"
АГН "Москва"

Опрошенные изданием эксперты считают позицию Росинмониторинга слишком жесткой и потенциально губительной для рынка электронных платежей. «НЭСП широко применяются обычными гражданами. Например, электронные кошельки используются для оплаты парковок, карта "Тройка" для проезда в общественном транспорте также является НЭСП. Если попытаться заставить граждан переводить средства только через банковский счет, для многих будет утрачен сам смысл использования подобного продукта», – приводит газета пояснения Виктора Климова, главы проекта ОНФ «За права заемщиков».

Прокомментировать для «Полит.ру» ситуацию согласился Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие брокер». По его оценке, такие изменения станут вполне ожидаемыми; есть основания полагать, что будут приняты именно самые жесткие предложения, что приведет к заметному – от трети до половины – сокращению рынка электронных платежей в России.

«Целью здесь является увеличение контроля. Это совершенно ожидаемое событие, и каких-то существенных новаций россиянам это не принесет. Поскольку у нас и без того процесс зачисления средств на разного рода электронные кошельки достаточно сильно формализован. Нововведение фактически закрепит ранее сложившуюся практику, поэтому ждать каких-то заметных изменений не приходится. Большинство россиян и без этого не имели возможности в анонимном режиме перечислять хоть сколько-нибудь значимые средства. Нынешнее решение просто дополнительно ужесточит уже сложившуюся практику.

Для чего это делается? Есть такое понятие – гармонизация законодательства, когда разные правовые нормы приводят к общему знаменателю для общего удобства их исполнения. И, самое главное, что увеличивается контроль. Так что это решение – это, видимо, именно очередная гармонизация законодательства, цель которого – облегчить формальный контроль за исполнением.

Как принятие таких мер может сказаться на рынке электронных платежей? Естественно, по нему будет нанесен большой удар, поскольку часть людей и пользовались электронными платежами из-за того, что это требовало меньше формальностей. Как правило, суммы при этом были не очень большими – человек существенного беспокойства за них не испытывал. А технически это было гораздо проще, чем открывать счет в банке, особенно под какие-то разовые платежи. В результате же принятия предлагаемых мер, скорее всего, от трети до половины рынка электронных платежей окажется вне закона – и, соответственно, будет потеряна. То есть рынок сократится.

 
Банкоматы
Фото: Дмитрий Cкляренко

Катастрофы это не вызовет, но некоторые неудобства людям создаст. Если раньше многие подходили к терминалам мгновенной оплаты, вкладывали туда деньги и оплачивали телефон, интернет и тому подобное (то есть делались небольшие платежи, и делать их было удобно), то теперь людям придется по-взрослому открывать счет в банке под перевод – так, как все переводы и делаются.

Что тенденции развития рынка электронных платежей входят в противоречие с интересами государства, по сути, было давно ясно. С самого начала, когда анонимные электронные платежи появились, было понятно, что рано или поздно они вызовут недовольство со стороны контролирующих органов. Интрига была только в том, когда и в какой форме оно проявится. Ну, вот, видимо, контролирующие органы созрели для того, чтобы закрутить гайки окончательно.

Может ли быть, что, как настаивает Центробанк, будет введен запрет на снимание средств с электронных кошельков и предоплаченных карт? Думаю, скорее всего, так оно и будет. Вообще все даже теоретически анонимные платежи, вероятно, постепенно сойдут на нет. Это общая тендения деанонимизации платежей. Я бы сказал, это общая практика.

 
Электронный платеж
pixabay.com

К счастью, каких-то особых последствий для экономики в целом введение таких ограничений не вызовет. Просто потому, что объем рынков анонимных электронных платежей по сравнению с общим объемом экономики незначителен. Но это создаст локальные неудобства: если раньше вы, пробегая мимо того же терминала оплаты, могли быстро пополнить счет своего мобильного телефона или оплатить услуги интернет-провайдера, то теперь придется либо делать это в отделениях банка – с очередью, как это обычно и бывает. Либо предстоит осваивать онлайн-банкинг – что у нас, к сожалению, активно используется отнюдь не всеми пользователями банковских услуг. Ну, придется это сделать.

В принципе, если человек занимается какой-то легальной деятельностью, то это для него будет просто небольшим дополнительным неудобством. Так что, думаю, россияне постепенно к этому привыкнут. Что же еще им остается делать?», – сказал Сергей Хестанов.

Хестанов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).