В пятницу все крупнейшие СМИ публикуют статьи о том, что Борис Ельцин в телефонных переговорах сообщал Биллу Клинтону о своем преемнике, Владимире Путине. Факт, конечно, занимательный, но если к нему присмотреться, то ничего удивительного в нем нет.
Целую подборку расшифровок телефонных переговоров Билла Клинтона и Бориса Ельцина в 1996-1999 гг. опубликовала библиотека Билла Клинтона — структура, которая занимается сохранением наследия этого президента (даже учитывая, что он еще жив). Естественно, опубликованные документы не содержат никаких секретов, так что они представляют интерес скорее тем, кто изучает личные качества Билла Клинтона или Бориса Ельцина.
Единственное, что сразу привлекло к себе внимание, — упоминание в телефонных разговорах Владимира Путина. Так, 8 сентября 1999 года Ельцин сообщил Клинтону, что выбрал своим преемником Владимира Путина.
«Я потратил много времени, чтобы решить, кто в 2000 году сможет стать следующим президентом России, — говорил Ельцин. — Тогда, к сожалению, я не мог найти ни одного кандидата. Наконец, я нашел его, Путина, изучил его биографию, его интересы, его знакомых и так далее. Я узнал, что он надежный человек, он хорошо разбирается в вещах за которые отвечает. Одновременно он основательный, сильный и очень коммуникабельный. Он может легко налаживать хорошие отношения и контакты с партнерами». Также Ельцин заверил своего коллегу, что он оценит Путина как «высококвалифицированного партнера».
Но для Клинтона решение Ельцина, конечно, не было сюрпризом. Сам российский президент заявил нации о том, что Владимир Путин будет его преемником 9 августа 1999 года, когда попросил Госдуму утвердить его на посту премьер-министра. То есть за месяц до телефонного разговора с Биллом Клинтоном — наверняка к этому моменту администрация президента США уже располагала увесистым досье на Владимира Путина.
Второе упоминание Владимира Путина в телефонных переговорах Ельцина и Путина произошло 19 ноября 1999 года. К этому времени уже во всю шла Вторая чеченская война, в том числе благодаря которой Владимир Путин стал популярен, а рейтинги Избирательного блока «Единство» (предшественника «Единой России») уже свидетельствовали о том, что он сможет бороться за лидерство в Госдуме III созыва — выборы были намечены на 19 декабря 1999 года. Иными словами, во время этого разговора Борис Ельцин уже был относительно уверен в успехе транзита власти, хотя, возможно, еще и не готовился уйти в отставку в канун Нового года, свидетельства о том, что он говорит об этом шаге касаются только средины декабря 1999 года.
«Я глубоко убежден, что его [Владимира Путина] поддержат как кандидата в 2000 году [выборы состоялись в марте, но если бы Ельцин не ушел в отставку, то прошли бы в июне]. Мы над этим работаем», — сказал Борис Ельцин.
Первый российский президент дал очень лестную характеристику своему преемнику. «Он продолжит линию Ельцина на демократию и развитие экономики и расширит контакты России. У него есть энергия и мозги, чтобы добиться успеха», — сказал Ельцин и добавил, что Путин обязательно победит на выборах, разумеется, в рамках закона. Тогда Билл Клинтон, который к тому моменту успел встретиться с Владимиром Путиным на саммите АТЭС в Новой Зеландии, также заметил, что тот «очень умен».
Далее, как стало известно, Ельцин позвонил Биллу Клинтону уже после отставки, поздно ночью 1 января по Москве, когда в Вашингтоне было 9 часов вечера 31 декабря. Ельцин заверил, что поможет Путину освоиться на международной арене и даже говорил о возможности сопровождать его в зарубежных поездках (на самом деле этого не понадобилось). Ельцин вновь назвал Путина демократом, сильным и умным человеком широкой души. В конце разговора Клинтон пообещал Ельцину, что будет «хорошим партнером для Путина».