Сегодня вице-премьер Дмитрий Козак проводит совещание по дифференциации тарифов на электроэнергию для населения. Новая схема основана на проекте социальной нормы, который обсуждался ещё пять лет назад, но в итоге был заморожен. Предполагалось, что введение ограничения на месячное потребление электричества поможет избавиться от перекрёстного субсидирования в отрасли. По мнению экспертов, от перемен пострадают некоторые группы населения.
«Коммерсантъ» опубликовал параметры предложений Минэкономики о введении соцнормы потребления электроэнергии для населения. Она фиксируется на отметке 300 кВт·ч в месяц. Если потребитель укладывается в это значение, то платит по базовому тарифу, а если нет — то по повышенному. Если же потребление превышает 500 кВт·ч, оплата происходит по «экономически обоснованному» тарифу. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт•ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство семей.
В некоторых субъектах (издание предполагает, что речь идёт о северных регионах) норму поднимут до 500 кВт•ч и 700 кВт•ч в месяц. Значительные льготы предполагаются для хозяйств, отапливающихся за счёт электричества: для них границы дифференциации устанавливаются на уровне 3300 кВт•ч и 3500 кВт•ч в месяц, а в некоторых регионах — 3500 кВт•ч и 3700 кВт•ч в месяц. В ближайшие 15 лет планируется плавно аннулировать льготы для сельского населения и городских держателей электроплит. Сейчас для них установлен коэффициент 0,7.
Напомним, что о нормировании энергопотребления заговорили еще в 2013 году, однако тогда до законодательного введения соцнормы дело не дошло. Пилотные проекты, запущенные в некоторых регионах, были признаны в целом неудачными, и обсуждение свернули.
Тогда главными сторонниками новой системы стали крупные промышленные предприятия. Именно они платят за электроэнергию значительно больше ее стоимости, чтобы энергосбытовая компания могла поддерживать тарифы для населения на относительно низком уровне, что называется перекрестным субсидированием. Теоретически от этого страдает и население, так как в результате товары российских предприятий дорожают, а зарплата сотрудников становится меньше.
Прошлым летом Минэнерго оценило объем перекрестного субсидирования в 2017 году в 368 млрд рублей, с прогнозом роста к 2022 году до 417 млрд. Для сокращения к 2022 году до плановых 89 млрд рублей требовался рост тарифов населения на 13,9% в год, а это, можно сказать, нереально при инфляции в 3-5%.
Осенью, анонсируя новую градацию тарифов, которая может заработать уже в июле, вице-премьер Дмитрий Козак подчеркивал, что «это не возврат к социальной норме». При этом источник «Коммерсанта» в аппарате Козака сообщил, что в необходимости избавиться от системы, «когда владельцы загородных дворцов платят как пенсионеры в садовом товариществе, потребляя в десятки раз больше», никто уже не сомневается. Но делать это обещают поэтапно. В правительстве подчёркивают, что у них нет задачи одномоментно решить все застарелые проблемы отрасли за счет потребителей.
«Предложения будут обсуждаться с учетом общей ситуации с реальными доходами населения и растущей фискальной нагрузкой. Существует необходимость в устранении изъянов регулирования, — рассказал Федеральной службе новостей помощник зампреда правительства Илья Джус. — Но решения по борьбе с перекрестным субсидированием в электроэнергетике будут приниматься после всестороннего анализа их финансового эффекта для различных категорий населения».
В министерстве энергетики поменяли позицию по этому вопросу, следует из письма первого замминистра Алексея Текслера в Минэкономразвития от 17 декабря 2018 года. По его мнению, для выхода из сложившейся ситуации нужно использовать другие тарифные механизмы, а введение соцнормы сейчас может вызвать рост финансовой нагрузки на граждан, которая и без того увеличивается: рост НДС, налогообложение самозанятых, индексация тарифов ЖКХ.
Председатель Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам Общественной палаты России Игорь Шпектор высказался об инициативе ещё более резко: «Когда мы сегодня говорим о внедрении электроплит, когда мы говорим о газе, который все время взрывается, когда мы говорим о нагревательных приборах, которые предлагают ставить в домах, делая индивидуальное отопление, это [соцнормы] опять же ударит по карману населения. Поэтому должен быть такой очень разумный подход. Я не поддерживаю предложение Минэкономразвития».
Наталья Порохова из АКРА отмечает, что внедрение нормы — это риск для домохозяйств, где проживает много людей или электроэнергия используется для отопления, при этом считает льготу для электроплит рудиментом из времён, когда это был единственный энергоёмкий прибор. По мнению Алексея Преснова, главы Агентства энергетического анализа, предлагаемые лимиты «вполне разумны в качестве первого шага»: богатые будут платить больше, но основную массу населения изменения практически не затронут.