будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна
Бродский Всеволод

Эпоха бесконечного сурка

Эпоха бесконечного сурка
98_03
Всеволод Бродский

Современный мир поразила мода на сиквелы. Продолжению подвергается все – фильмы и книги обретают вечную жизнь отнюдь не в метафорическом смысле, режиссер с писателем, трепетно относящиеся к своим персонажам, могут не беспокоиться – их дети, возможно, переживут своих создателей. Нео-мистерандерсон шарахается из одной серии в другую, погружаясь в самые недра матрицы, внутри которых – новые недра, и так до бесконечности. Агент Смит может с ветхозаветным наслаждением плодиться, размножаться и рассылать свои порождения по кинотеатрам, будучи уверенным в их долгой жизни – третья “Матрица” кончается недвусмысленным намеком на очередной сиквел. Гарри Поттер перелетает на метле из одной книги в другую. Это вообще интересный проект – Роулинг пишет с каким-то остервенением, стремясь не дорассказать историю, а каждый раз затеять ее заново. Покажи первоначальному, десятилетнему Гарри Поттеру мир, в котором он очутится в последней на сегодняшний момент пятой книге – он очень удивится. Правила, по которым первоначально жила его волшебная вселенная, давно насильственно изменены – однако история все тянется и тянется.

Джордж Лукас с головой ушел в созданные им самим галактики, выясняя все новые подробности биографий бабушек и дедушек своих первоначальных героев. По схожему пути пошел Акунин: не ограничившись тщательным воспроизведением всех подробностей жизни Эраста Петровича Фандорина, он подарил ему сперва внука-недотепу, а затем – дедушку-вундеркинда. “Ангелы Чарли”, “Бэтмен”, “Человек-паук”, “Антикиллер” - ни один популярный сюжет не может нынче упокоиться с миром, всем угрожает насильственное оживление с помощью специального искусственного дыхания. Даже Петр Буслов, уничтожив в концовке “Бумера” практически всех персонажей, нынче снимает продолжение – никто не удивится, если Костян, Димон и Леха воскреснут и опять пустятся в волшебное таинственное путешествие по просторам бандитской Руси. Отнюдь не исключено, что Питер Джексон скоро затоскует по ушедшим на Запад эльфам, и, плюнув на Толкиена, вновь воплотит развоплощенного Саурона – жаль ведь расставаться со столь занимательным персонажем.

Более того – к концу XX века внезапно обрела некую псевдожизнь даже литературная классика. Появились, например, многочисленные продолжения “Унесенных ветром” (автор одного из них так объяснил свой странный порыв – “Всегда было интересно, чем там дело кончилось”). У нас в середине 90-х свет увидела совсем уж удивительная книга – продолжение “Войны и мира” под названием “Пьер и Наташа” (за Наташей там отчаянно ухлестывал Пушкин, а граф Безухов от огорчения уходил на Сенатскую площадь).

Все это, разумеется, можно объяснить элементарным выкачиванием денег за счет использования раскрученных брэндов – в условиях отсутствия свежих идей. Боюсь, однако, что столь простые объяснения здесь не помогут. Сиквелы пользуются небывалым спросом не только у их создателей, но и у потребителей – а уж их-то отсутствие свежих идей должно, по идее, скорее отпугнуть. На самом деле, похоже, налицо целая культурная тенденция, поразившая всю современную цивилизацию – то ли в результате окончательной победы постмодернизма, который наконец-то, как и мечталось его создателям, впитался в тело масскультуры, то ли по какой другой причине. Нынешний текст – практически любой – принципиально не выглядит завершенным и окончательным; его рассказывают снова и снова, размыкая пространство искусства, лишая его цельности. Любая история превращается в бесконечную матрешку, таящую вложенные друг в друга смыслы. Интересно, что крупные матрешки поглощают мелкие, как “Матрица” поглотила сразу целый набор расхожих поп-культурных тем. Вот ведь будет неприятность, если в какой-нибудь момент все эти матрешки сложатся в одну громадную куклу, которая будет рассказывать сама о себе до конца времен.

На дворе – пора сиквела, плавно перетекающего в римейк, который тоже, по сути – способ возвратиться к однажды уже завершенной истории, как будто сроки исполнятся, и времени больше не будет. Остается лишь бесконечный день сурка, круглосуточный римейк когда-то состоявшейся истории; так что, пожалуй, не стоит удивляться внезапному возвращению выборов, на которых не выбирают.

У нас была эпоха совка. Теперь – эпоха сурка.

Странно, кстати, что у фильма “День сурка” до сих пор нет сиквела.

Бродский Всеволод
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).