будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Страна

Если бы не было страшно

Если бы не было страшно
98_01

Хорошо, что в Россию идут инвестиции: американцы покупают кусок «Лукойла» (а в прошлом году английская ВР купила ТНК), немцы – «Силовые машины», кто угодно купит почти уже дармовые активы ЮКОСа, не меньше народу точит когти на «Газпром», который пока «народное достояние». Плохо то, что это не инвестиции. Вернее, не в этом существенный смысл происходящего.

Смысл состоит в том, что российские капиталисты и чиновники-капиталисты покупают на Западе легализацию своих капиталов, потому что в России такой товар не продается. Товар этот стоит дорого, его стоимость сравнима с самими промышленными активами. Вообще-то в мире это и есть главный конкурентный ресурс. Выигрывает не тот, кто выращивает бананы, а тот, кто на бананах умеет создавать, сохранять и воспроизводить капитал.

Поэтому разговоры о том, что большие российские компании должны быть в руках «патриотических настроенных собственников» – в пользу бедных. В смысле, конечно, во вред. Россия сейчас продает себя как вавилонскую лотерею (как по Борхесу, когда слепой случай решает кому в тюрьму сесть, а кому кусок съесть), как территорию с большими рисками и большими прибылями, что на практике есть путь к дешевой раздаче национального ресурса. Второй извод средины 90-х, несмотря на очередной стабилизец.

Туда же бьет и банковский кризис, который был плох даже не тем, что показал слабости российской банковской системы, а тем, что показал слабости российского правительства. Которое, судя по всему, не намерено поощрять рост накоплений в рубле и показало тем самым, что нужно пользоваться мировыми валютами, и желательно вне страны. Что является вторым гвоздем в стратегическую конкурентоспособность России. См. также на разницу ввоза и вывоза капиталов и валюты, которые, несмотря на крупнейшие инвестиции, растут в сторону утекания. Как в песне поется, мол, утекай, в подворотне нас ждет маниак.

Какой может быть, с позволения сказать, «патриотический собственник», если государство стимулирует покупку самых важных и дорогих для бизнеса услуг – денежной системы и системы права (в частности, права собственности) за рубежом. За что, за какие услуги оно тогда собирается брать налоги? За красивые глаза президента? Мы что, собираемся заняться бессистемным разведением лохов, которые будут строить капиталы для того, чтобы их пришли и забрали еще более патриотические настроенные граждане?

Другой, антиутопический аспект состоит в том, что не только бизнес за легализацией своих капиталов и владений придет к Штатам и европейцам. У нас ведь еще и чиновники, в том числе региональные, тоже хотели бы обезопасить «свое». А некоторым из них по факту принадлежат целые большие российские территории. А это уже не экономические угрозы и риски. Можно даже менять губернаторов и национальных президентов, но проблемы это не решит, потому что сути российского политико-экономического режима не меняет. Не в личностях же дело.

У нас много говорят о социальной ответственности бизнеса. И обычно имеют в виду тот самый «патриотизм», повышенные обязательства по налогам и безвозмездную помощь начальникам в части их социальных благодеяний. Так это все вместе – безответственность и лабуда. Настоящая социальная, она же политическая ответственность – в другом. Например, в том, чтобы построить российскую систему права. И в этом смысле можно придумать довольно большое количество более-менее исполнимых прожектов.

Например, создать на условиях паритетного финансирования бизнеса и государства Чрезвычайную арбитражную комиссию, которая бы наняла за хорошие деньги лучших судей и юристов и рассматривала иски граждан (бизнеса) против государственных органов. Ну и делала бы выводы в отношении законодательства и взысканий провинившейся стороны. Так сказать, зародыш независимой судебной системы.

Это, конечно, безответственный прожект, до тех пор пока не понятно, кто сможет такое сделать. Наверное, патриотические организации бизнеса были бы не против заплатить за благие начинания, если бы не было так страшно.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).