будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна

Если не ОМОН, то кто?

Если не ОМОН, то кто?
police
Иллюстрация Сергея Елкина

Президентские правозащитники констатируют: реформа полиции была неудачной. А граждане так и вовсе ее не заметили. Однако полицейское начальство считает, что со временем все будет хорошо. И здесь вопрос: а будет ли рисковать верховная власть что-то менять? Все-таки силовики — основа режима.

Реформа милиции/полиции по сути провалилась. По крайней мере, к такому приблизительно выводу пришли члены президентского совета по правам человека, заседание которого состоялось накануне. «Реформирование МВД носило преимущественно внутриведомственный характер, при этом гражданский контроль был в основном формальным, - отметили в докладе правозащитники. В переводе с официального языка на русский с учетом ведомственных практик такая формулировка означает, что реформа и не проводилась вовсе. Формальный характер контроля, по мысли правозащитников, - от себя добавим, что и реформа вообще носила формальный характер — привел к тому, что никакого доверия у населения новая полиция не вызывает. Тем более на фоне свежих скандалов с участием милиционеров, символом которых уже стала «бутылка из-под шампанского».

Президентские правозащитники предложили ряд вполне конкретных инициатив. Им кажется, что надо контролировать полицию извне и создать для этого какой-то отдельный орган. А департаменты собственной безопасности — вывести из-под влияния регионального полицейского начальства. По мнению члена совета по правам человека Кирилла Кабанова, нужно и вовсе реформировать правоохранительную систему в целом, если ограничиваться одной полицией — то это мало что даст.

Представители МВД, впрочем, провал признавать не хотят. По мысли высоких чинов из министерства — в частности ведомственного куратора реформы Сергея Булавина — надо дать ей время, чтобы показать себя. Отдельные ошибки, конечно, были — после татарского случая, гремевшего на всю страну этого даже в МВД отрицать не могут — но это проблема того, что «наука пока не располагает стопроцентными методами по выявлению маньяков». Но психологическая служба МВД, разумеется, делает все, что может и переаттестации просто надо дать время. То есть — ничего кардинально менять не надо.

Все идеи президентских правозащитников хороши, вот только нежелание полицейских чинов идти на серьезное реформирование рождает серьезные сомнения в возможности появления «новой полиции». Здесь дело даже не в том, что президентский совет по правам человека — в лучшем случае консультативный орган. Да и президент у нас уходит. Вопрос, скорее, в том, что для реальной реформы нужна серьезная политическая воля первого лица, а будет ли такая воля у нового президента — большой вопрос.

Диагноз поставлен верный — практически никаких изменений в работе обновленной и превращенной в полицию милиции реформа в ее нынешнем виде не дала, а если и дала, то россияне их не заметили.

По данным февральского опроса «Левада-центра», преобразование милиции в полицию однозначно позитивно восприняли лишь 3 процента опрошенных. Еще 15 процентов отметили, что реформа скорее дала положительный эффект. Скептиков существенно больше:  29 процентов в принципе отказали реформе в каком-либо положительном эффекте. А уж на вопрос «хуже или лучше стала работать милиция/полиция в последнее время» ответ «ни лучше и ни хуже» дали более двух третей опрошенных — 72 процента. Так что никакого эффекта с точки зрения граждан от реформы не было.

Фокус еще и в том, что россияне убеждены: побороть беззаконие в полиции можно, только полицейское начальство этого делать не хочет. Согласно последним данным Фонда «Общественное мнение», так считает 38 процентов россиян. Еще 18 считает, что оно этого не только не хочет, но и не может. И это при том, что речь в опросе шла об откровенных экстремумах — опрос был посвящен как раз скандалу в Татарстане.

«Обновление и оздоровление правоохранительных органов» в своем отчете перед парламентом упомянул действующий премьер и будущий президент Владимир Путин. Говорилось об этом и в его предвыборных статьях. Однако диагноз системы, который ставят той же полиции граждане, правозащитники да и чиновники порой, говорит, что такое обновление вряд ли может быть достигнуто, если отдавать процесс преобразования преимущественно в руки самих реформируемых.

А без кардинальной перестройки силовой системы превращение силовых органов из автономных структур, занимающихся часто преимущественно перераспределением денежных потоков, в «сервисную службу» и органы, выполняющие государственные задачи, вряд ли возможно.

Вопрос, правда, в том, что именно силовики во многом являются становым хребтом нынешней политической власти. И в кадровом плане (многие крупные чиновники и во вполне гражданском секторе являются выходцами из силовых структур), и в смысле ограничения инакомыслия, и в плане контроля за бизнесом.

Любая перестройка и крупная структурная реформа в этом контексте становится потенциально рискованным делом.

Силовики в их нынешнем качестве быть может и плохи и представителей верховной власти не устраивают. Но кто, если не ОМОН, будет разгонять протестующих, если будут протесты? И кто усмирит крупный и средний бизнес, если он вдруг решить «поиграть в политику» в условиях грядущей «либерализации»? Так что риски обидеть силовые корпорации наверняка перевесят соображения необходимости реформы силовых структур.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).