будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Страна

Эстония: истерика и здравый смысл

Правительство Эстонии выправило управление с точки зрения здравого смысла. Премьер-министр Андрус Ансип возложил во вторник от имени правительства венок к бронзовому солдату. Так, в общем, немного требовалось для того, чтобы показать, что не обязательно считать собственных граждан и неграждан варварами-захватчиками. В конце концов, унижать собственное население неразумно, даже если ты сам веришь в плоскую историческую мифологию нации-жертвы.

Все, кто выбирал союзников и воевал с оружием в руках, совершали сознательный выбор, в том числе и эстонцы, воевавшие на стороне Гитлера, и эстонцы, воевавшие на стороне союзников. И боюсь, внушительный список преступлений можно вменить чуть ли не каждому государству и народу Европы. Есть еще неприятные для многих истории с участием в геноциде, которые, к сожалению, ретушируются, причем наибольшей степени в странах «новой Европы», с наиболее плоской национальной мифологией. Настоящие жертвы даже могут рассказать, как в одних городах местное население спасало своих евреев, коммунистов и далее по списку, а в других с энтузиазмом сдавало их фашистам.

Европейский ХХ век, с точки зрения правды и уроков, вряд ли может быть понят в любой идеологии внешнего врага. И фашизм, и сталинизм, и опасные национализмы конца века (включая конфликты на Балканах) – это внутренние трагедии европейской цивилизации. Любая попытка их вынести вовне (считая, например, что у самой Европы проблем нет, а все зло от варваров… из России, например, или от отдельных диктаторов, вроде Милошевича) – опасна для всей Европы. Диктаторы появляются не на пустом месте, их не сбрасывает с самолета Бен Ладен.

Призыв Людмилы Улицкой «жить по-человечески» я понимаю как требование отказа от плоской исторической мифологии вражды. То, как глупые «Наши» обзывались на посла Эстонии «фашистом», и то, как некоторые новые члены ЕС строят свою внутреннюю политику, создавая мифологии исторической русской угрозы, неизменно угрожающей Европе на протяжении веков, – это ужас.

Международный конфликт вокруг переноса памятника в Таллине был спровоцирован эстонским правительством не столько даже содержанием события, сколько его знаковой формой: накануне 9 мая, без объяснения целей (перенос, а не уничтожение), фактическая солидарность с действиями крайних националистов, реабилитирующих СС, которые накануне неоднократно предпринимали попытки осквернить монумент.  

Дальнейшая интерпретация многими западноевропейскими комментаторами и политиками ситуации в мифологии «большая имперская России против маленькой Эстонии» – вредное зло. Хотя русская интеллигенция по советской традиции больше верит западным изданиям, но здесь для прочистки сознания неплохо посмотреть еще и, например, израильские СМИ, чья позиция близка к позиции российской прессы. Там, где появляются слова вроде «СС», странно видеть всего лишь «истерику Москвы», хотя и неприятной истерики было достаточно. 

Настоящее поле боя для нас – это угроза изоляции России. Мы вполне можем понять, почему для внутреннего единства Польши или стран Балтии, для их государственного строительства нужен образ «имперской России», есть борцы за изоляцию и внутри нашей страны, и на «большом» Западе. И важная претензия к российским властям состоит в том, что часто они поддаются на провокации такого рода. Вредоносность «Наших» не в том, что они боролись за памятник и память, а в том, насколько это было натужно и плоско. Одно дело, когда позицию заявляет ветеран войны, или от лица своих народов правительства России или Израиля, а другое – молодежь в рамках оплаченного и безопасного развлечения. Бороться против посла – не то же самое, что драться со скинами в Питере и тем более – не то, что пройти войну.

Провокация удалась в том смысле, что можно было понять, будто Россия оправдывает массовые депортации и репрессии на территориях Восточной Европы. Официальная позиция ведь не такова – в дипломатии истерики было меньше, чем в СМИ, и это претензия к нашему интеллектуальному классу. Есть неприятные вещи, вроде того, как после многих лет сотрудничества с Польшей по поводу расследования Катыньской трагедии в последнее время прокуратура занимается странными отписками. Но настоящая общая позиция лучше всего выражена в дикторском тексте к минуте молчания на 9 мая – речь шла о солдате, у которого родные страдали в сталинских лагерях, а он при этом освободил Европу. Мы помним и то, и другое. И народное моральное чувство различает репрессии против своих и чужих и борьбу за свободу и человеческое достоинство.

К сожалению, неверно думать, что если мы просто внятно объясним свою позицию: что мы исторические наследники не только воина-освободителя, но и Перестройки и 1991 года – второго освобождения, невозможного без первого, то у нас не будет конфликтов с Польшей и Балтией. Дело в том, что после распада СССР Россия сделала больше чем кто-либо для крушения Берлинской стены, отказа от коммунистической идеологии, от блоковой системы, для независимости многих стран. Но требования будут расти, мы всегда будем еще слишком советскими и варварскими, если это будет выгодно. Проблема в том, что есть искушение относиться к нам как проигравшей стороне – со всеми вытекающими контрибуциями.

Война за изоляцию России – двухсторонняя, и понимать это нужно ясно. Многие моральные и идеологические проблемы были бы сняты, если бы можно было считать не СССР, не Сталина, а именно Россию врагом-враваром. Наша позиция должна быть в том, что такой подход опасен и для большой Европы тоже. Плоские национальные идеологии и образ врага внутри своей цивилизации – прямой путь к повторению трагедий ХХ века.

***

Этот многословный комментарий мне нужен еще и для продолжения полемики о позиции интеллектуального класса в России, который по культурным основаниям должен был бы быть за открытость нашей станы европейской цивилизации и с одинаковым неприятием относиться к попыткам изоляции, откуда бы они ни исходили – изнутри страны или извне, из «цивилизованного мира», так сказать.

Я благодарен Дмитрию Ермольцеву и Владимиру Боксеру за критику моей затравки к полемике из колонки про Бориса Ельцина. Но здесь налицо непонимание, не такое, что ли межкультурное, как с друзьями из Львова или из Польши, но все же слова интерпретируются в другой картине мира.

Я вовсе не призывал к отстраненной позиции, как понял Владимир Боксер, непонятно из чего, и уж тем более не призывал к тому, что «надо в первую очередь подвергнуть критике не тех, кто бьёт, а тех, кого бьют». Вступаться за избиваемых надо без всяких скидок, если есть факт настоящего насилия, репрессий. В случае же «Марша несогласных» все неоднозначно, действия властей были законны (хотя возможно, избыточны), марш был действительно запрещен, а разгон демонстрантов в разных странах бывает и грубее. Неприятно, когда одни люди бьют других, но не менее неприятно, когда организаторы протеста сами провоцируют насилие. Занимать здесь позицию против власти – значит играть в рамках плоской идеологии несогласных, которые  не могут предложить стране ничего, кроме провокации конфликта по принципу "ввяжемся в войну, а там посмотрим".

Но проблема непонимания вообще не в этом. И Ермольцев, и Боксер рассуждают в бинарной картине мира, которую критиковали многие исследователи нашей культуры, в том числе и Юрий Лотман. В этой картине мире существует якобы «народ» («интеллигенция») и «власть» в постоянном, отнюдь не диалектическом противоречии.

Это старая беда нашей страны – убийственное разделение на революционеров и охранку,  зеков и ментов. Атавизмы гражданской войны и вообще трагедий ХХ века.

И это болезнь не только «революционной» интеллигенции. Сейчас в народе очень популярен блатной шансон. Его любят за искренность, простоту, правду, которая противостоит государственной казенщине. Блатная культура порождает и высокие образцы, достаточно вспомнить хотя бы Владимира Высоцкого или Юза Алешковского.  Но в мире, где есть только зеки и менты, жить невозможно.

Сергей Трофимов (Трофим) поет: «В этой нищей бесправной забитой стране, /так похожей на общую зону, /Кто-то должен остаться в гражданской войне/ Вне закона, вне закона». Такая позиция и вообще традиция гражданской войны имеет понятную историю. Но эту традицию как раз и не хотелось бы продолжать. Не хочется иметь выбор только между этими дурацкими социальными ролями – «вохра» и «зека».

Разделить ответственность за страну в моем понимании – это совсем не значить занять сервильную позицию, стать «ментом». Более того, претензия к образованному классу как раз состоит в том, что его представители или оправдывают все действия властей, занимаются апологией, или критикуют все без разбору, даже если приходится встать в один строй с людьми, которые искренне и бескорыстно ненавидят нашу страну и культуру и даже оправдывают гадости типа СС.

Дмитрий Ермольцев спрашивает, что нужно для того, чтобы занять содержательную позицию. Вот это и нужно: прежде всего иметь более сложную картину мира, чем та, которая есть у ментов и зеков на зоне. Это и означает жить по-человечески по Улицкой, по-моему. В качестве первого шага нужно заявить свою предельную позицию в обсуждении политики. Для участия в российской политике изнутри, а не снаружи, нужно заявить пророссийскую позицию. Для этого не обязательно любить того или иного высокопоставленного чиновника, для этого достаточно любить свою страну.

Это видно по полемике вокруг конфликтов в Прибалтике, Грузии, Украине. Одно дело ратовать за демократию, а другое становиться рядом с теми, кто считает России историческим злом.  Я не раз приводил военные стихи Анны Ахматовой или позиции Григория Померанца. Они знали про преступления Сталина из собственного опыта, но вопрос, на чьей стороне быть в войне, был ими решен однозначно.

Я могу понять, что и соратники Степана Бандеры думали, что они за свою независимость, на стороне украинской культуры. Эту позицию можно знать и уважать, ровно так, так и Григорий Померанц в тюрьме не брезговал играть в шахматы с власовцем. Но свою позицию тоже иметь нужно, в том числе для того, чтобы строить нормальные отношения с другими странами и культурами. И для того, чтобы иметь право вместе со своим обществом строить свою страну цивилизованной и современной. Чтобы не быть чужим в своей стране.

Историческая позиция России может быть более сильной, чем у стран с громким национализмом, поскольку имея рефлексию и собственного сталинизма, и собственной победы, можно просто производить более качественные высказывания.

Следующий шаг построения содержательной позиции в том, чтобы иметь достаточный аппарат для мышления о государстве и власти. Для начала, различать их. Понимать, где действия конкретного чиновника и политика, а где собственно власть. Государство и политиков можно остро критиковать и менять, а власть можно только разрушить вместе со страной, путем революции. Государственный террор появляется тогда, когда людей заставляют делать то, что они не хотят, а власть – когда люди подчиняются добровольно. Путать борьбу с неким исполнителем и борьбу с властью, «с преступной владой», «антинародным режимом» – неграмотно для интеллектуального и политического класса. Власть – это не большой начальник, ее тайна и содержание в представлениях о стране, об обществе, о том, что мы вместе делаем, будучи гражданами одной страны, что разделяют, а с чем не согласны. Легитимная власть, в отличие от террора, – это продукт общественной коммуникации. Участие во власти – не обязательно означает службу или обслуживание. А будучи против «антинародного режима» или на стороне «цивилизованных стран» это затруднительно. Это и означает – со стороны.

Об этом отлично говорит Алексей Миллер, призывая полемику о национализме и гражданской нации не отдавать на откуп уродам, считая, что тема неправильная. Это же говорит Александр Аузан, критикуя позицию вроде «с ним рядом срать не сяду». Общественная коммуникация должна исключать преступные и уродливые позиции, вроде фашизма, но в остальном допускать разговор со всеми, включая представителей власти.

Собственно в этом миссия интеллектуального класса – задавать нормы и язык для общественного обсуждения.  Если предлагаются лишь слабые идеологемы, вроде борьбы с режимом, то и политика будет строится на качелях между государственным насилием и бессмысленным бунтом.

См. также:

  • Людмила Улицкая. "Дайте жить по-человечески, а?"
  • Интеллигенция немного со стороны. «Диссидентство» и смысл. Отклики на статью Виталия Лейбина
  • Виталий Лейбин. Борис Ельцин и свобода осмысленного высказывания
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).