будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна
Цыганок Анатолий

Этапы дружбы Грузии против России

Этапы дружбы Грузии против России
98_ts

Несостоявшееся (пока?) в полной мере государство, коим является Грузия, пытается представить пребывание российских миротворцев в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов как нелегитимное. Причем, как показывают и последние события в Кодорском ущелье, проблема грузинской государственности – не во внешних вмешательствах, а в том, что без них не обойтись. Военные провокации не решат проблему строительства страны. Национализм и бряцание оружием как политическая практика, курс на ликвидацию автономий – проявления государственной слабости самой Грузии, которая вместо попыток построения своей страны пытается лишь заменить характер внешнего присутствия в регионе.

Напомню в связи с этим несколько этапов «дружбы против России» после «революции роз», фактически представляющих собой череду различного рода провокаций.

На первом этапе (январь – май 2004 г.) Тбилиси удалось, заручившись согласием России, ликвидировать автономию Аджарии. Спустя полгода о ней перестали вспоминать как об автономной части Грузии, а спустя год, как говорится в грузинском анекдоте, «подписывать международные договора авторучкой, на которой выгравировано «Абашидзе от Беридзе». От Аджарской автономии не осталось и следа.

 На втором этапе «дружеских отношений» (май – сентябрь 2004 г.) была попытка кавалерийским наскоком, сходу «взять на испуг» Цхинвали, введя в зону конфликта около 5000 военнослужащих. Предварительно был организован под руководством министра внутренних дел Ираклия Окруашвили ночной мордобой российских миротворцев, с захватом якобы «незаконных НУРС» для вертолетов миротворческого контингента, и прихватили попутно личные вещи солдат и сержантов. Российская Генпрокуратура тогда не заметила этого и не возбудила уголовного дела против организаторов ночного бандитского налета. Тогда же (в августе) российской стороне стал известен план военно-гуманитарной операции, в ходе которой планировалось возвратить Южную Осетию под юрисдикцию Грузии. Предполагалось под видом гуманитарных конвоев для местного населения грузинской национальности осуществить довооружение народного ополчения и доставку военного имущества; силами спецназа и с привлечением народного ополчения обеспечить контроль за основными транспортными направлениями, сосредоточив главные усилия на взятии под контроль Рокского, Мамисонского и Крестовских перевалов.

На третьем этапе (октябрь 2004 - январь 2005 г.) в отношениях Тбилиси с непризнанными республиками и Россией в ходу была дипломатическая активность премьера Зураба Жвании, сдвинувшая с мертвой точки переговорный процесс и положившая начало некоторым положительным тенденциям – после его гибели, однако, прекратившимся.

На четвертом этапе (февраль - апрель 2005 г.), после смерти премьера Жвании, начался этап международных программ и дружбы Тбилиси и Киева против Кремля. Михаил Саакашвили совместно с Виктором Ющенко торжественно озвучил доктрину о пересмотре Ялтинских соглашений, о весомой роли Грузии в «цветных революциях», о российской оккупации Грузии и Украины. Тогда же под эгидой ООН были проведены различные переговоры и впервые в ультимативном виде Тбилиси попросил Россию уйти. Одновременно для Цхинвали был предложен вариант объединения Грузии по примеру Южного Тироля.

Действительно, на первый взгляд между Южной Осетией и Южным Тиролем много общего. С точки зрения национального состав – очень похоже. И там, и там запрещен родной язык, не выпускались газеты и передачи по радио на национальном языке. Населению Южного Тироля при Гитлере в годы руководства Муссолини было предложено либо полностью ассимилироваться, либо отправиться в концлагерь на территорию рейха. Населению Южной Осетии при первом президенте Грузии – Гамсахурдиа – предложено было  то же самое. Одинаково искоренялось само название Южного Тироля и Южной Осетии. Кстати, до сих пор, говоря об автономии, топоним «Южная Осетия» ликвидирован, а в Тбилиси признается только грузинский Самочабло или Шида Картли (Внутренний Картли), все в соответствии с Конституций, которая не оставила места автономиям среди областей. Правда, есть одна незначительная разница. Италия и Австрия дали возможность региону стать итальянской автономией в течение 29 лет. В целом при взаимном согласии и европейском подходе на это потребовалось 35 лет. Присоединить Цхинвали к Тбилиси грузинское руководство намерено в течение срока президента, т. е. остался один год. Реально ли это? При этом совершено игнорируется Россия, поскольку контроль за переходным периодом намечается без ее  участия.

На пятом этапе (март – август 2005 г.), после согласия России на поэтапный вывод российского контингента, грузинская сторона постоянно создавала препятствия для жизнедеятельности солдат и офицеров. 25 апреля Россия заявила о готовности начать поэтапный вывод тяжелой военной техники своих военных баз в 2005 году, при условии подписания соглашения президентами России и Грузии. В течение первого этапа – до 31 декабря 2005 года – Россия должна передать все военные объекты, не входящие в состав военных баз. В течение второго – до 30 июня 2006 года – вывести 62-ю военную базу из Ахалкалаки. В течение третьего – до 30 июня 2007 года – вывести 12-ю базу из Батуми. Конечным сроком вывода баз назван 2008 год. При этом базы должны были перейти в совместное пользование в качестве антитеррористических центров. Это не получилось. Грузия не услышала Россию по пунктам, касающимся вопросов национальной безопасности, – присутствия на ее территории военных баз войск третьих стран.

Грузия и раньше не выполняла ряд международных соглашений. По договору от 15 сентября 1995 года, которым закреплялось нахождение российских баз на территории Грузии, грузинская сторона обязалась не создавать проблем и не препятствовать российским военным по обеспечению жизнедеятельности. Однако эти договоренности сегодня расходятся с реальными действиями грузинских руководителей. Фактически с 15 мая 2005 были блокированы российские военные базы, ограничено передвижение военнослужащих, действуют введенные в одностороннем порядке денежные штрафные санкции. Реальное визовое ограничение для 200 призывников ГРВЗ вынудило оставить их на военной базе, на территории Армении, в течение полугода. Лишен грузинской визы заместитель командующего Сухопутными войсками РФ – генерал Евневич. Грузинской стороной наложен запрет на прогон по территории страны российского автомобильного транспорта. Мне как советскому офицеру приходилось бывать на территории Германии, Польши, Чехословакии, позже я бывал на территории Турции, и таких международных правил, препятствующих нормальной жизнедеятельности военнослужащих других стран, я нигде не встречал.

В отличие от россиян, военнослужащие других стран (например, военный и гражданский персонал США) пользуются свободой перемещения и могут въезжать на территорию Грузии без виз и загранпаспортов. Достаточно иметь водительское удостоверение. Странными кажутся в сравнении грузинские требования к российскому и американским транспорту. Российские автомобили не имеют права передвижения без предварительного уведомления и сопровождения, а американский, турецкий (наземный, воздушный, морской) контингент может пересекать госграницы Грузии и свободно перемещаться по ее территории. При этом их военнослужащие и транспортные средства не облагаются налогом (за транзит, стоянку, пользование воздушным пространством, пилотирование и навигацию).

Двойные стандарты официального Тбилиси в конечном счете направлены на выдавливание России и российских миротворцев из региона к 2008 году. И как бы грузинское руководство ни декларировало, что в Грузии хватит места для всех (и американцев, и россиян), фактически речь идет о скором вступлении Грузии в НАТО. А для этого можно пойти и на нарушение международных договоров, подлог и откровенную провокацию.

На шестом этапе (сентябрь – декабрь 2005 г.) грузинские парламентарии, после того как в Цхинвале отметили День независимости, впервые официально подняли вопрос о выводе миротворцев. Тогда же прозвучало заявление, что «российские миротворцы не обеспечивают мир в зонах конфликта, потворствуют террористам, занимаются контрабандой и организуют похищения грузинских граждан». Парламент тогда дал неопределенный срок для исправления ситуации.

Седьмой этап (январь – май 2006 г.) можно назвать «дорожно-транспортным плановым обострением в конфликтных зонах». Этап начался после публикации 31 января 2006 г. в американском издании «The Wall Street Journal» статьи спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе «Россия высказывает очень опасные мысли», где дается тбилисское толкование новой российской доктрины. Кроме того, в статье содержатся очередные нападки на неконтролируемые Грузией территории, названные «незаконными сепаратистскими криминальными анклавами». В подтверждении этих высказываний приводится пример обнаружения в Южной Осетии «современной зенитной установки ЗУ -23» и сообщается о том, что «российские миротворцы не обращают никакого внимания на масштабную демонстрацию тяжелой военной техники и нарушение международных соглашений». В этот же день пресс-служба президента Грузии сообщила о рабочем визите Саакашвили в Германию с 1 по 5 февраля.

На первый взгляд, между этими событиями нет никакой связи. Но экспертами уже замечены некоторые закономерности – периоды обострения в зонах конфликтов совпадают с периодами поездок президента Грузии за рубеж. По такому же сценарию развивалась и очередная поездка в Германию. Именно к этому времени была приурочена статья спикера грузинского парламента. Одновременно с ней глава внешнеполитического ведомства Грузии направил международным организациям специальное обращение в связи с обстановкой, сложившейся в зоне грузино-абхазского конфликта. Как только самолет грузинского президента в ночь с 31 января на 1 февраля покинул воздушное пространство Грузии, Тбилиси в нарушении всех существующих соглашений ввел в зону грузино-осетинского конфликта более 450 военнослужащих, 3 бригады Министерства обороны Грузии. Поводом послужило дорожно-транспортное происшествие, при котором машина «Урал», принадлежащая российским миротворческим силам, задела левое крыло легкового автомобиля «Жигули», принадлежащего местному жителю. Для разбора ДТП и эвакуации в Гори «средства наезда» прибыли 40 грузинских полицейских. Это что-то новенькое в практике мировой дорожной полиции (милиции). «Нормальные полицейские» для определения виновника ДТП стараются составить схему места аварии с точными промерами, ни в коем случае не трогая с места задевшие друг друга автомобили, а получив данные о владельцах, дают разрешение освободить дорожное полотно. Для этого совершенно не нужно отгонять одну машину за двадцать километров, если только не преследуются другие цели, не связанные с ДТП (вынуждение к взятке, попытка обострения обстановки, формирования общественного мнения, подготовки видеоматериалов для показа «беспомощности» российских миротворцев).

Нынешний восьмой этап (июнь – июль 2006 г.) также ознаменован очередными провокациями со стороны Грузии. Это и задержание и обыск – в нарушении всех международных правил – машины с дипломатическими номерами посла России по особым поручениям, сопредседателя ССК Юрия Попова, и изъятие на несколько дней заграничного паспорта у заместителя командующего Сухопутными войсками Валерия Евневича, и очередная утечка информации о провокациях в районе Цхинвали, и попытки подрыва должностных лиц администрации Южной Осетии, и взрывы в Цхинвали.

Итак, мы имеем дело с политикой провокаций, направленных на выход из тупика, в который загнали Грузию три ее президента, создавая унитарное грузинское государство при наличии в нем 68% грузинского населения. Выход из СНГ, возможно, даст Тбилиси шанс изменить формат нахождения миротворческого контингента в Абхазии, как вариант смены российских миротворцев – солдатами из стран Балтии, но сомнительно, что с этим согласятся абхазы, и проблема решится на грузинских условиях. Правильнее было бы говорить, что следует рассматривать вопрос о признании фактической ситуации и выходить из положения уже апробированными методами (проведением референдумов).

Наличие у Грузии самого большого военного бюджета среди стран Южного Кавказа (что, правда, отрицается тбилисскими лидерами) на самом деле говорит о целенаправленной подготовке к использованию Тбилиси мифа о «самой сильной армии на Кавказе», способной силой решить вопросы «усмирения взбунтовавших автономий» и объединения страны. Подтверждением тому является и назначение министром обороны Окруашвили (уроженца Цхинвали) с последующей заменой военных в Генеральном штабе выходцами из МВД . В этом же ряду стоит и сосредоточение базы бронетанковой техники в Гори, и решение о переводе госпиталя из Тбилиси ближе к Цхинвали, и учения, проводимые в непосредственной близости от Сухуми и Цхинвали, а также «случайные бомбардировки» у границ Абхазии.

В действительности у Грузии, несмотря на постоянные воинственные заявления, не хватит ни сил, ни средств, ни вооружения для силового присоединения Южной Осетии или Абхазии к стране ни одновременно, ни по отдельности. Сравнения боевых возможностей силовых структур Грузии, Абхазии, Южной Осетии показывает, что практически ни в вооружении, ни в личном составе, ни в технике Тбилиси не имеет превосходства ни над Цхинвали, ни над Сухуми. Моральный дух трудно поддается оценке, а наличие на вооружении осетин и абхазов современных ПЗРК делает грузинское превосходство в вертолетах и легких самолетах достаточно сомнительным. Поэтому даже гипотетические предположения, что силой Грузия сможет присоединить сначала Южную Осетию, а затем Абхазию, не имеют под собой реальных оснований.

Все эти провокации направлены на выдавливание России из формата миротворческих операций в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, а также формирование общественного мнения, что миротворческие операции в зонах конфликтов не осуществляются, что нет надобности в миротворческих силах в регионах. Этим же целям служат попытки Грузии в одностороннем порядке принять решение о выводе смешанных сил по поддержанию мира и расформирование смешанной контрольной комиссии. Оформляется это решением только грузинского парламента, что принципиально противоречит Сочинскому соглашению от 6 июля 1992 года. Сюда же относятся и требования заменить миротворцев международными полицейскими силами.

Миротворцы не имеют мандата принуждения одной из сторон к принятию политической позиции другой стороны. Это означает, что грузинская сторона хочет заменить российские миротворческие силы не на миротворцев из других стран, а на полицейские силы других стран, которые принудят Абхазию и Южную Осетию согласиться с позицией Грузии. Полицейские силы вводятся на территорию конфликтных зон тогда, когда их полицейские силы принимают в этом качестве. Если их там не принимают, они становятся вооруженными силами, которые входят на эту территорию как военные.

В этой связи странно выглядит отказ Грузии от проведения встречи глав четырех сторон (России, Грузии, Северной Осетии – Алании, Южной Осетии), подписавших сочинские соглашения, и твердое желание встречаться только с Россией. Складывается впечатление, что Тбилиси преднамеренно обостряет ситуацию с целью создания повода для вмешательства третьих стран, надеясь силой вернуть неподконтрольные территории.

См. также:

  • Маркедонов. "Голуби мира" против "ястребов"
  • Маркедонов. Между историей и реальностью
Цыганок Анатолий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).