будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Страна
Конрадова Наталья

Этническая музыка как агент глобализации. Заметки дилетанта

На эту неделю было запланировано так много этномузыкальных событий, что возникло желание посмотреть на них поближе и подумать над взлетом популярности этники. И дело не только в музыке. Внимательный наблюдатель легко обнаружит разницу между оболочкой, с помощью которой публике представляется этномузыка, и ее наполнением.

Итак, чтобы получить большее представление об этномузыке, я сначала отправилась на презентацию дебютного альбома бурятско-монгольской группы «Намгар» в Клубе на Брестской, потом - на конкурс исполнителей этнической музыки «Этника» в Артцентре на Плющихе (бывший ДК «Каучук») и, наконец, на фестиваль венгерской музыки «Этнополь» в «Доме» на Новокузнецкой. Можно было еще посетить фестиваль танцевальной музыки «Этножизнь», концерт кельтского фолк-рока в исполнении «Мервента», выступление цыганской группы «Джелем», послушать «Blue Planet» (играют на дудуке) или «Врэш» (цитра), а может быть, еще что-то, о чем в СМИ не сообщалось.

Этническая музыка, как выясняется, v вещь не только приятная, но и крайне полезная. Это только кажется, что придя на концерт или купив диск, слушатель всего лишь затейливо удовлетворяет эстетические потребности. На самом деле он подключается к мощной идеологической сети, форма и содержание которой зачастую прямо противоположны. Просто слушать и смотреть не получается v контекст оказывается информативнее и настойчивее, чем сама музыка. Вокруг события наворачивается богатая идеология v «правильные» слова, которые говорятся и пишутся в связи с презентациями, конкурсами и концертами и которые обязаны объяснить любому, в какой системе ценностей стоит рассматривать мероприятие. Все три вышеперечисленных имели собственные концептуальные основания, и вот, вкратце, каковы они.

Группа «Намгар» оказалась на перекрестке сразу двух идеологических систем: в Москве ее знают как клубную группу для любителей центральноазиатской экзотики и world music вообще, в которой принимает участие известный московский дизайнер Юрий Балашов, а в Бурятии воспринимают как «певцов народной культуры», которые «накалом душ и сердец» привлекают внимание к бурятской национальной традиции (примерно так выразился представитель бурятской администрации, выступавший на презентации)

С конкурсом исполнителей «Этника» дело обстояло иначе v жанр другой, да и «заинтересованные лица» - из других сфер. Во-первых, конкурс освятил Патриарх Алексий II, в своем письме участникам события написавший что-то о «нетленных сокровищах духа» и о «созидательных традиционных христианских ценностях». Потом выступил депутат Похмелкин с речью о народной культуре как «фундаменте, который позволяет выстоять в тяжелых условиях», «очищает души от скверны» и «формирует истинный патриотизм».

Принципиально отличный от двух вышеперечисленных стиль держит клуб «Дом». В рамках фестиваля сосуществуют «новая и старая венгерская музыка» - «настоящий» архаический венгерский фольклор и постмодернистский этно-фри-джаз, «от аутентики до современности». Вместо традиционного для фольклорных выступлений костюмированного представления братья Бирини предложили публике лекцию об истории венгерских народных инструментов. Однако и в пресс-релизе к фестивалю «Этнополь» организаторы не удержались от высказывания по поводу музыки, «выращенной без имитации западных образцов на основе мадьярского фольклора».

Можно было бы продолжать обзор, однако основная мысль ясна: национальная музыка позиционируется как героическое противостояние ужасу техногенной цивилизации, кошмару глобализации и опасностям потери идентичности, а главное v Западу как их основному источнику.

Однако в контексте современной («гомогенизированной», как писали теоретики массовой культуры) цивилизации этнический патриотизм остается упаковкой и товарным знаком национальных традиций. А содержанием является вполне закономерное разрушение аутентичности. Современная этномузыка v это уже не традиция этноса, а мотивы, стилизации и воспоминания, которые становятся актуальными только в ситуации разрыва исторических связей. Так получается, если художник (=музыкант, продюсер, режиссер) страшно далек от народа. Еще дедушка Гегель констатировал «потерю субстанционального начала искусства» в XIX веке v тогда-то впервые и стало ясно, что народное творчество может быть интересным источником интерпретаций, потому что оно уже иное, непривычное.

Воспринимать этот процесс можно как явный признак конца или же как объективную закономерность v главное, что этническая музыка начинается только там и тогда, где и когда кончается собственно этнос. Очевидно, что, несмотря на все пожелания Патриарха Всея Руси и депутата Похмелкина, русская народная песня в том виде, в каком она присутствует в деятельности многочисленных, пусть даже стремящихся к оригиналу исполнителей, не только не займет вершину российского хитпарада, но и вообще не станет актуальной. Отечественная ситуация, прямо скажем, осложняется богатой на примеры традицией академических обработок v от ансамбля Моисеева до Людмилы Зыкиной. Поэтому стремиться к популяризации отечественной фольклорной традиции - это все равно, что открыть музей современного быта и выставлять в нем газовые плиты Bosch, компьютеры Pentium и шкафы-купе Mr Doors. Без должной рамки картина совпадет с фоном и останется незамеченной. Для создания же «рамки» необходима или «свежесть» и новизна музыкальной традиции, или ее принципиально новое звучание, пусть даже в старом контексте. А лучше v и то, и другое.

С новизной все понятно: чтобы возбудить интерес, достаточно заиграть музыку бурят, венгров или тибетских монахов. Механизм «нового звучания» тоже, вроде бы, отлажен: при обработке оригинального (в смысле, первоначального) материала производители хитов вооружаются неоригинальными (уже в обоих смыслах) технологиями. Так, «Иван Купала» со своими «колядами», «костромами» и «зайками» давно доказали живучесть народных тем v в случае, конечно, если они положены на правильный бэкграунд и сопровождаются правильными сэмплами.

«Аналогический случай» был у нас когда-то с Глинкой v тогда народная музыка еще была в диковинку благородно воспитанному эстету, и включения ее в канву классики давали нужную изюминку, не переходящую, однако, твердых границ дозволенного: использовать и обрабатывать можно, воспроизводить целиком в своей же исторической среде v не стоит. Ситуация изменилась мало.

Существует непреклонный и всесильный фильтр, через который отсеивается нужное и востребованное для рынка, он же эту востребованность зачастую формирует. Сегодня таким фильтром являются продюсеры, музыкальные площадки, звукозаписывающие компании и их музыкальные лейблы. Намгар Лхасаранова v солистка группы «Намгар» - была нормальной бурятской эстрадной певицей, пока не встретила продюсера Артура Пилявина. Он-то и уговорил Намгар петь бурятский фольклор и организовать группу, потому что, как человек извне, только он и смог оценить потенциал бурятско-монгольской музыки для российской публики. Расписные матрешки и яйца привлекательны только для иностранцев, соотечественники же скупают английский фарфор и персидские ковры. Выходит, этномузыка v такой же продукт и одновременно средство глобализации, как Интернет и McDonald-s, и отличается только тем, что на уровне «плана выражения» концептуализирует возврат к традиции.

Конрадова Наталья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).