Прокуратура Приморского края начала в понедельник проверку по факту аварии грузового железнодорожного состава, которая привела к тому, что на несколько часов Транссибирская магистраль была парализована. По предварительным данным, авария произошла из-за того, что на перегоне станции Лазо, за 700 метров до моста, у одного из вагонов слетела колесная пара. После этого поезд проехал еще около 1,2 километра, но слетевшая колесная пара после прохождения 500 метров от моста зацепилась за стрелочный перевод, из-за чего 32 порожние цистерны сошли с рельсов и опрокинулись на железнодорожные пути, полностью блокировав движение по Транссибу. Находящиеся в хвосте состава три вагона с автомашинами и пять вагонов с сахаром устояли на рельсах.
По факту аварии проводит проверку и транспортная прокуратура Приморья. Следователи работают в тесном сотрудничестве с комиссией железнодорожников, которую возглавил начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко. По итогам проверки будет принято решение, возбуждать или нет уголовное дело. В Приморье также прибыла комиссия РЖД из Москвы, которой также предстоит выяснить причины произошедшего.
ЧП произошло в ночь на воскресенье – в день железнодорожника, который с 1936 года отмечается в первое воскресенье августа. В 4:47 по Владивостокскому времени (21:47 по Москве) порожние нефтяные цистерны грузового поезда сошли с рельсов на приморском участке Транссибирской магистрали близ города Дальнеречинска. В результате были разрушены более 50 метров железнодорожного полотна, четыре стрелочных переезда и одна электроопора. Движение по Транссибу было прервано, сотни пассажиров, следовавших во Владивосток и Хабаровск, перевозили автобусами.
В ликвидации последствий аварии участвовало около 500 человек и четыре восстановительных поезда. В 13:25 по местному времени (06:25 по Москве) было восстановлено движение по четному пути железной дороги (по нему поезда едут на Москву). Пока ремонтировали второй путь, поезда в обе стороны по очереди проезжали по четному пути. К 14 часам по Москве движение было восстановлено в обоих направлениях. Тем не менее задержка грузовых и пассажирских поездов достигала 15 часов.
Как сообщил пресс-секретарь Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Александр Артамонов, все пассажирские и грузовые составы отправляются и прибывают по расписанию. Задержанные накануне поезда следуют пока с опозданием, однако, уверяет Артамонов, во время пути они будут введены в график и прибудут в пункты назначения точно по расписанию.
Работы по устранению последствий аварии продолжаются. Туда же стянута тяжелая техника, которой предстоит собрать все поврежденные цистерны.
Инвестиции в развитие ДВЖД с 2001 по 2005 годы составили порядка $1,5 млрд, причем основным направлением развития в руководстве железной дороги считалось именно направление по развитию безопасности и качества перевозок.
Еще в конце 2005 года Михаил Заиченко года уверял, что вскоре работа магистрали будет соответствовать мировым стандартам качества и безопасности.
Через несколько месяцев стала ясна цена этих слов: 21 апреля 2006 года в Новом Ургале несколько железнодорожных цистерн с нефтью сошли с рельсов и перевернулись. Около 30 тонн нефти вытекло на землю и загорелось. Последствия катастрофы были ликвидированы лишь через несколько дней. Причиной аварии был объявлен лопнувший бракованный рельс. Дальневосточная железная дорога признала свою вину, на всех участках дороги была проведена масштабная проверка всего железнодорожного пути.
Руководство магистрали всерьез восприняло угрозу изношенных фондов и в начале июля отчиталось о мерах по снижению износа на контакте «Колесо-рельс». На заседании технико-экономического совета ДВЖД были подведены итоги реализации мероприятий по снижению износа на контакте «Колесо-рельс» за первое полугодие 2006 года. Согласно заявлениям руководства, по состоянию на 1 июля 2006 года на дороге эксплуатируются 23 единицы передвижной рельсосмазывающей техники. Из слов руководителей ДВЖД можно было бы сделать выводы, что новых катастроф ожидать не следует, а дорога функционирует прекрасно.
Однако очередное ЧП ставит под сомнение оптимистический взгляд руководства ДВЖД. Проблема изношенности рельсов и парка ожидаемо становится основной проблемой для российских железных дорог. Дело даже не в том, что катастрофа испортила компании Владимира Якунина профессиональный праздник, но в том, что, несмотря на масштабные инвестиции и постоянные заверения в неуклонном повышении качества перевозок, проблема неэффективности железнодорожной госмонополии остается наиболее важной.