будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Грузия
Июль 4, 2025
Страна

Это война

Это война
ossetia_war1_ap
Фото AP

В ночь на 8 августа грузинские войска начали обстрел Цхинвали из установок "Град" и минометов, затем последовал штурм. События развивались стремительно. Утром в пятницу обстрел возобновился с новой силой, с использованием артиллерии и авиации. Некоторые районы города были обесточены, жители укрылись от обстрелов в подвалах. Комитет по печати и информации Южной Осетии сообщил о 15 погибших. Грузинское радио ИМЕДИ, а затем и телеканал «Рустави-2» сообщили о том, что грузинские подразделения вошли в Цхинвали. «Рустави-2» также сообщил о том, что грузинские войска контролируют более десятка осетинских сел на подступах к городу. Цхинвали почти разрушен, о числе погибших и раненых пока ничего не известно.

Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты и его окружение покинули Южную Осетию. Агентство GHN со ссылкой на источник в Цхинвали сообщило, что до начала военных действий Кокойты находился в штабе в Джавском районе, ближе к Рокскому тоннелю. Распространяется информация, что Кокойты уехал в Северную Осетию, откуда направится в Москву.

Тревожная ситуация складывается вокруг возможного участия России в конфликте. Россия ранее обещала не оставаться в стороне в случае начала военных действий. Москва в лице постоянного представителя РФ в ООН Виталия Чуркина призывала Совбез к немедленному вмешательству в ситуацию вокруг Южной Осетии, однако Совбез ООН не смог принять никакого решения.

Утром в пятницу на официальном сайте МВД Грузии появилось сообщение: «Три военных самолета, предположительно фронтовых бомбардировщика Су-24, вошли в воздушное пространство Грузии со стороны России. Один из них начал бомбардировку здания полиции в районном центре Карели (Восточная Грузия) и территории, прилегающей к нему». Были сброшены две бомбы. Данных о разрушениях и жертвах нет.

Одновременно российские СМИ сообщили о том, что грузинские войска обстреляли российских миротворцев, среди них есть погибшие и раненые. С грузинской стороны прошла информация (правда, неподтвержденная), что в небе Грузии сбит один из российских самолетов, нанесших бомбовый удар по окрестностям города Гори. В МД РФ это назвали "бредом". 

Утром в пятницу президент Грузии Михаил Саакашвили в прямом эфире отчитался о военных действиях и сообщил, что  мобилизовано до 10 тысяч резервистов и мобилизация продолжается. Он объявил всеобщую мобилизацию.

Все это началось вскоре после примирительного заявления грузинского президента Михаила Саакашвили, которое он сделал вечером 7 августа после нескольких дней противостояния на грани войны. В обращении к народу Грузии Саакашвили заявил, что несколько часов назад отдал приказ всем грузинским вооруженным подразделениям не открывать ответного огня в зоне конфликта в Цхинвальском регионе. Он предложил Южной Осетии «неограниченную автономию», гарантом которой будет Россия, и вдобавок заявил, что согласен на переговоры об этом в любом формате.

Напомним, что вопрос о том, состоятся или нет прямые переговоры между Тбилиси и Цхинвали, был 7 августа главной интригой. Грузинский госминистр по реинтеграции Тимур Якобашвили анонсировал их еще несколько дней назад, отметив, что только так можно предотвратить войну. Однако осетинская сторона заявила, что категорически не согласна на двухстороннюю встречу и настаивает на переговорах в формате Смешанной контрольной комиссии (СКК). В комиссию входят представители Грузии, а также трех ее противников – России, Южной и Северной Осетий, поэтому в Тбилиси этот формат считают неприемлемым. На фоне непрекращающейся стрельбы с обеих сторон переговоры о встрече, казалось, зашли в тупик, однако вечером Саакашвили выступил с примирительным заявлением, которое вроде бы разрядило обстановку. Как оказалось, лишь на время.

Объяснение последовало традиционное. Грузинская сторона заявляет, что была вынуждена отказаться от моратория на ведение огня и открыть ответный огонь после непрекращающегося обстрела грузинских сел югоосетинскими формированиями. Утром в пятницу премьер-министр Грузии Владимир Гургенидзе на чрезвычайном брифинге сказал, что грузинская сторона была вынуждена действовать решительно и начать действия по восстановлению конституционного порядка в зоне конфликта. «Эти действия будут продолжаться до тех пор, пока в регионе не будет установлен окончательный мир и порядок», – сказал грузинский министр. Вместе с кнутом был обещан и пряник: по словам министра, правительство Грузии выделит более $35 млн на оказание гуманитарной помощи Южной Осетии. «Грузия будет проводить все действия, которые необходимы для реабилитации инфраструктуры и предотвращения гуманитарной проблемы в регионе», – заявил Гургенидзе.

Гургенидзе повторил слова Сааакашвили о том, что грузинская сторона готова предложить Южной Осетии статус неограниченной автономии в составе Грузии. Также он заявил о готовности объявить уголовно-правовую амнистию для тех, которые представляют сепаратистский режим Цхинвали.

Приблизительно о том же говорил госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. по его словам, «Грузия не хочет никаких жертв, как с грузинской, так и с осетинской стороны». «Это наши люди, несмотря на их позицию. Для нас сейчас важнее всего остановить кровопролитие и не допустить новых жертв».

Неважно, какие будут переговоры, главное чтобы они предотвратили возможные жертвы среди мирных жителей» – сказал Якобашвили.  Госминистр также обещал, что «тем, кто добровольно сдаст оружие – будет объявлена полная амнистия»

Все это происходит в тот момент, когда НАТО решает, не предоставить ли Тбилиси план действий по членству в альянсе. Этот вопрос является источником напряженности в отношениях между Россией и США. Весной на саммите НАТО в Бухаресте блок отказался предоставить Грузии и Украине «план действий по вступлению», и это разрядило обстановку на один-два месяца. Но в декабре НАТО снова рассмотрит данный вопрос. В западной прессе звучали предположения, что Россия может ответить на это признанием независимости Южной Осетии и Абхазии.

Как отмечает научный редактор «Полит.ру» Борис Долгин, в нынешней ситуации Грузия заинтересована в том, чтобы боевые действия были остановлены в момент обретения контроля за максимальной частью непризнанной республики. Руководство непризнанной республики заинтересовано максимально быстро прекратить продвижение грузинских войск и вовлечь в противостояние как «добровольцев», так и Россию.

Что касается интересов России, то они здесь определяются более сложно. Не вызывает вопросов, что Россия заинтересована максимально эффективно остановить кровопролитие. Дальше сохраняется развилка: важнее добиться решения проблемы или сохранения ее в стадии опасного тления – в надежде помешать Грузии вступить в НАТО. Важнее добиться решения в одиночку или, напротив, использовать общую проблему для наращивания опыта сотрудничества. Важнее выгородить «своих» или приобрести образ равноудаленного миротворца. Самый опасный сценарий был бы – начало непосредственного вмешательства в качестве стороны военных действий.

Интересы стран Запада ничуть не меняются: нужен мир. При этом Грузия вызывает в целом большее сочувствие, чем сепаратисты, а действия России – некоторое раздражение. Здесь развилка выглядит так: демонстрировать ли это раздражение и комментировать ли все «откровенно» или попытаться добиться некоторого баланса интересов и совместно с Россией максимально эффективно добиться прекращения огня.

Последствия войны будут зависеть от того, какой из вариантов линии выберет руководство России и западных стран. Если это будет конфронтация и подсуживание «своим» - конфронтация может резко усилиться и на иных фронтах, а также привести к сворачиванию наметившихся было тенденций к внутренней либерализации. Если удастся наладить сотрудничество – добиться о не оскорбляющей ни одну из сторон формуле перемирия, а затем и разрешения клубка вопросов (включающего не только проблемы непризнанных автономий). Кроме решения локальных вопросов, это могло бы стать важным заделом для укрепления сотрудничества России и Запада – одной из наиболее важных и противоречивых линий современной мировой политики.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).