Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков вчера в очередной раз назвал несостоятельными утверждения о том, что прежнее руководство РБК было уволено в связи с политическим давлением на владельцев холдинга. Вторая версия – экономическая, именно ей оперируют в Кремле, чтобы объяснить мотивы смены редакции, которая, судя по финансовым отчетам, не только повысила трафик, но и не увеличивала долги, которые достались от предыдущих акционеров. Если попробовать взглянуть со стороны незаинтересованным взглядом, то кажется, что независимая редакционная политика крупнейшего в России делового издания в действительности стала следствием слабости менеджмента. Зная о специфике взаимоотношений власти и СМИ, в нужный момент не нашлось никого, кто мог бы предотвратить крушение проекта, которым управляли настоящие профессионалы.
«Монополия всегда вредна, а в информационной сфере – тем более. Даже если мы в чем-то ошибаемся, ну хорошо. Мы имеем право об этом сказать, и люди, слушатели и зрители должны услышать, увидеть альтернативную точку зрения», - сказал президент России Владимир Путин 13 мая. В этот день он находился в Сочи и поздравлял коллектив ВГТРК с 25-летием. Высказывание президента было опубликовано на странице РБК, в этот момент в офисе редакции издания шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская, главный редактор агентства Роман Баданин и главный редактор отдела газеты Максим Солюс паковали вещи. Владельцам холдинга пришлось расстаться с ними из-за безуспешных попыток «прийти к единому мнению по части важных вопросов». За руководством РБК решили последовать десятки журналистов издания.
К тому моменту, пожалуй, никто не сомневался в политической подоплеке этого события. Вариации были только на тему прежнего опыта «редакционных рокировок». Кто-то сравнивал это с разгоном «Ленты.ру» и «Русской планеты», кто-то - с «Газетой.ру» или с Forbes. В любом случае, еще задолго до того, как в головной офис «Онэксим» принесли ордер на обыск, все с замиранием сердца наблюдали, как РБК с пытается балансировать на лезвии ножа.
«Первый звонок» прозвучал отнюдь не 14 апреля, когда компанию Михаила Прохорова подняли вверх дном в связи с возможным уклонением от уплаты налогов. В марте 2015 года группировка хакеров «Анонимный интернационал» выложила в сеть архив с десятками тысяч СМС-сообщений, которые, предположительно, были скачаны с мобильного телефона Тимура Прокопенко, до зимы 2014 года курировавшего интернет в администрации президента. Если верить этим данным, то «Прокопенко» вел активную переписку с генеральным директором РБК Николаем Молибогом, несколько раз они встречались лично. Через «Прокопенко» из Кремля пытались вмешиваться в редакционную политику издания.
Администрации президента крайне не нравились материалы РБК, посвященные «федерализации Сибири», событиям на Украине и многие другие. В информации, предоставленной хакерами, говорится, что осенью 2014 года неизвестный абонент поручил «Прокопенко» разобраться с расследованием Максима Солопова о погибших, раненных и пропавших на Украине российских солдатах. «Там РБК сегодня отличилось со статьей про военных на Украине. Нужна ваша воспитатели беседа. Вообще уху ели…», - говорилось в сообщении. Молибог впоследствии подтвердил, что такая переписка действительно была. По его словам, «объем изменений, который произошел с РБК в последние полтора года, нельзя было провести, не объясняя, что мы делаем».
Изменения, о которых говорит Молибог, начали происходить с РБК в конце 2013 года. Пост шеф-редактора заняла Елизавета Осетинская и запустила процесс объединения редакций журнала, сайта, газеты и телеканала. В издание привлекались лучшие журналисты – бывшие сотрудники «Коммерсанта», «Ведомостей», Forbes. В результате резко выросло качество материалов. В 2014 году РБК стал одним из самых цитируемых изданий, а на следующий год вышел в лидеры среди ежедневных деловых изданий.
Осетинскую на место шеф-редактора позвал основатель холдинга Independent Media голландец Дерк Сауэр. В РБК он решал вопросы стратегического характера, а также выступал посредником между акционерами и топ-менеджерами. По словам сотрудников издания, Сауэр рассказывал редакции о недовольстве чиновников, но никогда не пытался цензурировать материалы. В конце концов, именно Сауэр первым попал под огонь. Это произошло летом 2015 года, когда РБК выпустил колонку директора Центра исследований индустриального общества Вячеслава Иноземцева о «признаках нарождающегося фашизма в российском государственном строе». Кремль пытался поставить своего человека во главе РБК-ТВ. Здание, в котором располагалась редакция, окружили люди с лозунгами «Сауэр – агент НАТО».
В результате Сауэр покинул совет директоров РБК и стал вице-президентом «Онэксима», но неофициально продолжил сотрудничать с РБК. В ноябре он сообщил руководству издания, что больше не сможет их защищать ни перед Кремлем, ни перед собственником. Тем не менее, редакция продолжила публикацию резонансных политических расследований. Антикоррупционные расследования журналистов касались, в том числе предполагаемой дочери Путина Катерины Тихоновой и ее предполагаемого мужа Кирилла Шамалова. Руководитель администрации Вячеслав Володин постоянно получал жалобы от героев этих расследований. Источники «Ведомостей» рассказывают, что в ответ сотрудники администрации разрывали телефоны Молибога, Саура и Прохорова, требуя сменить редакционную политику.
Терпение Кремля лопнуло в апреле этого года, когда РБК с особым рвением включился в марафон публикаций о панамских офшорах. По словам сотрудников РБК, после того, как на сайте появилась передовица, проиллюстрированная фотографией Путина, сотрудники администрации президента в ярости звонили Прохорову.
Многие откровенно удивились, как РБК освещал оффшорный скандал, рассказали «Ведомостям» несколько высокопоставленных чиновников. «В РБК доигрались, отморозились со статьями про офшоры», - говорит один из них. В Кремле убеждены, что весь оффшорный скандал – это хорошо продуманная схема. Английский текст расследования составлен юридически грамотно, ни к чему придраться нельзя, но расчет был на то, что его подхватят российские СМИ и будут трактовать грубо, слишком эмоционально и устроят шумиху. Как считают чиновники, РБК попался на эту провокацию, и должен отвечать. «Это война. Как вы хотели», - удивляются чиновники.
Собеседники «Ведомостей» подтверждают, что последней каплей стала статья про разведение устриц рядом с «дворцом Путина» в Геленджике, опубликованная 12 мая. В этот же день Молибог заявил, что увольняет редактора газеты РБК Солюса. Осетинская, Баданин и большая часть редакторов ответили, что уйдут вслед за Солюсом. Прохоров редакционную политику РБК не комментировал вообще, но, по словам Баданина, он был доволен работой редакции. Официально за увольнение Осетинской и компании ответственен Молибог. Но, как утверждают источники «Ведомостей» в холдинге, именно Прохоров под давлением чиновников принял решение развалить команду, которая преобразила РБК в крупнейшее независимое издание России.