будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна
Романенко Сергей

Европейская Середина

Сознание принадлежности к региону Средней Европы является одним из важных элементов национального самосознания народов многих европейских государств в ХIХ, ХХ и начале ХХI вв.

Понятие «регион» и осознание принадлежности к нему в разные времена играло разную роль – как осознание общей  часто трагической судьбы, поскольку и в Средние века, и в Новое и Новейшее время земли, лежавшие между Германией и Францией, с одной стороны, и Россией – с другой, оказывались ареной скрытого противостояния и открытых вооруженных конфликтов между государствами, коалициями или блоками. Территория неоднократно переходила из рук в руки, а народы оказывались разделенными даже в рамках одной империи (напр. Австро-Венгерской) или одного – социалистического – лагеря. Недаром, когда пишешь историю, например, Хорватии, Венгрии или Словакии, приходится приводить имена исторических деятелей и географические названия на нескольких языках (Загреб – Заграб – Аграм; Братислава – Пожонь – Прессбург и т.д.) Последствием драматической, а иногда и трагической судьбы региона во многих его областях стала изначальная полиязычность местного населения (напр., украинский, русский, румынский, венгерский, немецкий в Черновцах).     

Характеризуя пространство от  Щецина до Салоник (или, исходя из сегодняшних реалий – от Таллина до Тираны?) к названию континента Европа добавляли самые разные прилагательные, подчеркивавшие его хронологические и пространственные особенности  – Серединная, Средняя, Центрально-Восточная, Центральная, а также Центральная и Юго-Восточная (подчеркивая тем самым отличия и внутри региона – например, Польши и Венгрии от Сербии, Болгарии или Албании). Его относили и просто к Восточной Европе, присоединяя тем самым к России. При этом речь шла не только о терминологических изысканиях, но и о политических планах.

Вопрос о принадлежности того или иного народа, того или иного государства носит не только  познавательный и историко-абстрактный, но и конкретно-политический характер. Что такое «Средняя Европа» – реальность или вымысел? (Не вдаваясь в данном случае  дискуссию, отмечу лишь, что я из всех вышеприведенных обозначений региона использую в данном случае один). Насколько существенны и реальны особенности, сколь велики различия середины Европы по сравнению с ее Западом и Востоком? Сохранится ли Средняя Европа как особый историко-географический и культурный регион после уже совершившегося (или ожидаемого в ближайшем или более отдаленном будущем) вступления в ЕС и НАТО? Относятся ли, например, Балканы к Европе в целом, входят ли они в вышеозначенный регион, составляют ли его особую область и разновидность (субрегион), являются ли отдельным регионом (Юго-Восточная Европа, Западные Балканы)? Как соотносится этническое и национальное самосознание и сознанием региональным?

Обсуждение этих и многих других  дискуссионных вопросов, связанных с трактовкой понятий «регион»  и связанных с этим проблем содержится в статьях известных и уважаемых авторов из разных стран, собранные под обложкой  6(56) номера журнала «Неприкосновенный запас». Он носит подзаголовок: «Восточная / Центральная Европа: от изобретения прошлого к конструированию настоящего». Достоинство данного проекта, помимо всего прочего, состоит и в том, что  в нем представлены позиции как автора, принадлежащих к «объекту исследования» – региону Средней Европы, так и авторов, занимающихся регионов в России, то есть, анализирующих его извне. Часть исследований посвящена региону в целом – чешский историк Ян Кржен, российские историки Ярослав Шимов и Алла Язькова. Соотношение общеславянской и региональной идеи  рассматривает чешский историк Томаш Гланц, а соотношение сугубо этнического и регионального сознания – польский ученый Эльжбета Пшибыл-Садовска, венгерский историк Балаж Тренчени, белорусский политолог Юрий Дракохруст, румынский специалист по международным отношениям Георге-Вадим Тиугеа, литовский поэт Томас Венцлова, а также российские  историки Екатерина Соколова, Любовь Шешелина и Екатерина Фурман. Тема завершается заметками отечественного социолога Алексея Левинсона о том, как представляют себе страны Средней Европы современные россияне.   

Этот номер «НЗ» в известной мере перенял эстафету изучения региона, которая был начата еще в 70-80-е гг. ХХ в. в секторе стран Центральной Европы под руководством И. С. Миллера, Т.М. Исламова и В.И. Фрейдзона, которые выпустили целую серию монографий и сборников под общим названием «Центральная и Юго-Восточная Европа в эпоху перехода от феодализма к капитализму: Проблемы истории и культуры», а в 1990-е гг. – несколько сборников и статей, посвященных как истории самой идеи «Средней Европы», так и выяснению вопроса о том, что это – «миф, плод воображения или реальность». При этом авторы стремились преодолеть политико-идеологические стереотипы, доставшихся в наследство как от Российской империи, так и от Советского Союза. Соотношение регионального и этнического сознания, региональных особенностей общеславянского сознания обсуждались и на страницах журнала «Славноведение».  

Сегодня особый научный интерес, за которым стоят реальности этнополитического развития Европы (распад многонациональных государств и конфликтное развитие межэтнических отношений, рост активности национальных и сепаратистских движений) вызывала проблема историко-географических регионов. Модель регионального объединения нескольких государств и многих этносов рассматривается как альтернатива существовавшему до сих пор национально-государственному устройству, основанному на исключительных правах одного «государствообразующего» этноса в рамках «своего» государства по отношению к другим этносам, являющимся национальными меньшинствами. Модель регионального объединения рассматривается как сочетание этнического и территориального деления на принципах и в форме федерации в рамках более обширного полиэтничного и полигосударственного объединения этносов и государств, имеющих общую историю, традиции культуры (в том числе и, политической), сложившиеся экономические интересы. В ряде случаев речь шла о воссоздании региона Средней Европы, разрушенного в результате Второй мировой войны. Ялта и Потсдам означали разделение региона, этнические и государственные противоречия, которые сыграли не последнюю роль в возникновении двух мировых войн.

Региональное сознание в различные исторические периоды и в разных исторических условиях может играть как объединяющую роль в государстве, совпадать по направленности с внутриэтнической интеграцией, так и способствовать распаду многонациональных и полиэтничных государств, в особенности находящихся на границе двух или нескольких историко-географических регионов, мешать процессу внутриэтнической интеграции.

Историческим результатом проходивших в конце XIX – начале XX вв. процессов национального самоопределения и формирования историко-географического региона стало превращение большей части Средней Европы из полиэтничного, многонационального государства-региона в регион национальных, независимых, но образовавшихся на полиэтничной территории государств, что и было зафиксировано Версальской системой.   

С этой точки зрения основная проблема обозначенного периода для данного региона, наряду с проблемой взаимоотношений между этносами, социумом и государством, заключалась в соотношении и отношении этнической общности и трех типов более крупных интегрирующих общностей, в состав которых неизбежно входил каждый данный этнос: многонационального государства, историко-географического региона и полиэтничной общности. Особенность развития Средней Европы как региона состояла в том, что большая часть его территории и населявших ее народов находилась в течение нескольких веков в составе одного государства — Австрийской империи, а затем - Австро-Венгерской монархии. Но это обстоятельство не делало процессы внутригосударственной и региональной самоидентификации этносов в процессе их самоопределения абсолютно схожими. Эти два процесса развивались одновременно, то однонаправленно, то параллельно, то сталкиваясь между собой.

Региональная идея и региональное сознание в разные исторические периоды служили основой разных тенденций и различных форм национального самоопределения. Они могут стать основой и для предотвращения межэтнических и межгосударственных конфликтов, и для их возникновения. Они могут быть использованы как для сохранения многонационального государства (если опираются на процесс межэтнической интеграции), так и для его разрушения (если опираются на процесс внутриэтнической консолидации), для распада многонациональных и полиэтничных государств.

В соответствии с расселением славянских народов в Восточной, Юго-Восточной и Средней Европе сложилось несколько региональных вариантов (типов) славянской идеи: восточноевропейский – панславизм (русские, украинцы, белорусы), балканский – югославизм (Юго-Восток Европы – болгары, сербы, черногорцы, отчасти хорваты, словенцы и македонцы) и среднеевропейский – австрославизм (поляки, чехи, словаки, хо[i]рваты, словенцы и русины). В то же время, нельзя не заметить, что по ходу истории вследствие произошедших во второй половине XIX – начале ХХI века событий и процессов некоторые народы изменили свою региональную идентичность (например, словенцы, хорваты; сходную эволюцию, по-видимому, проделывают украинцы и белорусы). 

Региональная идентичность играет очень большую роль в формировании и функционировании национального политического самосознания. Региональная идентификация и самоидентификация являются важнейшей составной частью национального самоопределения, которое отнюдь не сводится к факту провозглашения независимости и созданию национального государства, охватывающего территорию компактного проживания этнической общности, составляющей на ней большинство населения. Национальное самоопределение – это длительный исторический процесс, имеющий свою динамику, хронологические, региональные и национальные особенности, и охватывающий отнюдь не только сферу политики и права, но и психологии. Среди прочих особенностей национального самоопределения славянских народов Средней  Европы можно отметить присущую ему некую двойственность. С одной стороны, каждый из них должен был определить свое отношение к экстерриториальному полиэтничному «славянскому миру» и свое место и роль в нем, с другой, – к полиэтничной общности иного типа, основанной на культурно-исторических, географических и политических принципах, к региону. Примирить эти две стороны зачастую оказывалось очень непросто. В большинстве своем среднеевропейские (западные), как и балканские (южные) славяне были долгое время лишены своей национальной государственности, а после ее обретения оказались в политическом отношении сначала между СССР и Германией, а после Второй мировой войны – между двумя противостоящими политическими блоками, социально-экономическими и идеологическими системами – Востоком и Западом.

Присоединение Средней Европы к «большой Европе» (или воссоединение с ней) отнюдь не решило, да и не могло решить всех сугубо региональных проблем, прежде всего – межнациональных отношений и этнополитических конфликтов. Нелегко проходит и сам процесс встраивания новых государств в «евроструктуры», а граждан бывших социалистических стран с их специфическим опытом и психологией – в западноевропейское общество.

Сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что политическое, экономическое и военное воссоединение Европы не приведет ни к утрате региональной специфики, ни к утрате   этнического, национального и культурного самосознания. В то же время, этнокультурное самосознание не растворится ни в общеевропейском, ни в региональном – среднееевропейском сознании-  они будут сосуществовать.

Главный вывод, к которому приходишь, прочитав представленные в данном номере журнала статьи  – независимо от того, куда обращен взгляд исследователя или читателя – внутрь региона или во вне – состоит в том, что насущной задачей государства и общества в Средней Европе, учитывая трагический опыт предшествующих веков, является обеспечение равных  прав всем людям независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, от политических взглядов, а также осуществление права на самоопределение исключительно мирным и легитимным путем. Опыт Средней Европы, в истории которой Российская империя и Советский Союз сыграли  значительную и весьма противоречивую роль, сегодня учит нас терпимости, необходимости восприятия иного, и не только сосуществования с ним, но и сотрудничества.

 А современному российскому научному сообществу, российскому политическому классу и российскому обществу во избежание  конфликтов и обидных поражений надо стремиться преодолевать собственные предрассудки, искаженные представления и конфликтогенную мифологию, стремиться понимать историю и психологию и уважать устремления ближайших соседей, пусть и не всегда и во всем совпадающим с нашими, российскими. Рациональное знание реальной истории, в том числе интеллектуальной и духовной, и беспристрастный анализ навсегда останется нашим неприкосновенным запасом.   


 
Романенко Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).