Дмитрий Медведев на Совете законодателей отчитался по успехам в борьбе с коррупцией. Позитивную часть выступления оставим государственным телеканалам, остановимся на негативе. Прежде всего Медведев признал, что «никаких значимых успехов» по направлению борьбы с коррупцией он не видит. Признание ценное. Впрочем, понятно почему успехов нет — для борьбы с коррупцией нужна качественно иная институциональная среда.
Далее: «в основном сформирована нормативно-правовая база, которая необходима для эффективной борьбы с коррупцией. Впервые в России за всю историю нашего государства было принято антикоррупционное законодательство, и оно сегодня работает как единый правовой институт». Как известно, от дурных законов в России имеется надежное средство и им пользуются — президентские инициативы настолько плохи и оторваны от жизни, что кое-где их просто не исполняют, а где-то еще и торпедируют
«С тех пор как мы начали заниматься этим вопросом, практически все, кто наблюдает за тем, что происходит в стране, а таких людей миллионы, это люди, которые непосредственно сталкиваются с проявлениями коррупции в повседневной жизни, говорят: «Да, изменений немного, но хорошо, что об этой теме стали говорить вслух». Потому что ещё несколько лет назад доминировало другое мнение: с коррупцией бороться бессмысленно по нескольким причинам. Во-первых, она есть во всех странах. Да, она у нас в разы больше, чем, допустим, в Западной Европе. Во-вторых, коррупция – это способ управления в нашей стране. В-третьих, что бы мы ни делали, все равно ничего не получится. Таковы были общие представления о том, что делать», - провел анализ президент, предположив, что теперь состояние изменилось.
Второй тезис, если вдуматься, вполне серьезен. Медведев и сам ранее заявлял о том, что коррупция в стране системна, косвенно подтверждая, что это «способ управления государством». Проблема — в известной многим неэффективности госаппарата. Вторая известная проблема — взяткоемкое законодательство. Третья — неурегулированность многих сфер деятельности, включая использование инсайдерской информации, лоббизм, отношения власти с бизнесом и многое другое. Четвертое, как верно отметил Медведев, коррупция - это проблема не только юридическая, это проблема ментальная, проблема бытовых привычек, проблема правомерного поведения всех граждан страны.
Меж тем, антикоррупционные инициативы Медведева либо носят рамочный характер (как нормы об антикоррупционной экспертизе законопроектов), либо и вовсе чисто декларационный (как необходимость обязательного декларирования имущества чиновников). То есть неспособны сами по себе, в процессе правоприменения дать эффект ни по одному из перечисленных направлений, за исключением пресечения появления нового взяткоемкого законодательства. Да и та проблема решается с трудом: сколько может проскользнуть всего интересного в области, например, финансового законодательства мимо взора уполномоченных проверять законы прокуроров и Минюста — представить просто.
Кроме того, никто не отменил чрезвычайщины и штурмовщины. На том же президентском уровне принимается решение о энергосберегающих лампочках — и тут же готов акт, как представляется без должного анализа последствий. Или же Россия начинает внедрять инновации и строить город-сад в Сколкова. Почему для этого места придуман особый правовой режим, вплоть до собственных силовиков? Потому что косвенно признано — в нашем родном правовом режиме инновации не растут. Или РЖД собирается наладить скоростное сообщение с Хельсинки, а таможенники для этого организуют специальный отряд, который будет оперативно поезда проверять. Обучить всех нормально работать невозможно, только посредством чрезвычайных мер. То же и с борьбой с коррупцией — не определившись толком, что она такое, приказываем победить в сжатые сроки.
Рассуждая о проблеме «модернизации по-русски» (см. подробнее: Что такое модернизация по-русски) , Александр Аузан много рассуждал о рецептах, которые бы помогли избежать провала процесса модернизации. И независимость судов, и модернизация налогообложения — иными словами — институциональный сдвиг. Тоже необходимо сделать и в борьбе с коррупцией. Без этого, как представляется, через некоторое время президенту опять придется собирать подчиненных.