По итогам 20-го тура Чемпионата по футболу российские болельщики впервые попали под действие статьи 20.31 административного кодекса «нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований».
В отчете Министерства внутренних дел о проведении очередного тура сказано, что в общей сложности на стадионы пришли 115 тысяч болельщиков, для обеспечения порядка были задействованы 5,7 тысяч полицейских и бойцов внутренних войск, а также еще 1,5 тысячи сотрудников негосударственных структур безопасности.
Полиция отчиталась, что во время проведения восьми футбольных матчей были задержаны 38 человек, в том числе четверо — за мелкое хулиганство, а одиннадцать — по свежей статье КоАП, которая предусматривает ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.
Статья эта предусматривает два типа наказания. Либо штраф от 3 до 10 тысяч рублей, либо специально введенное наказание: обязательные работы на срок до 160 часов с последующим запретом на посещение официальных спортивных соревнований на срок от шести месяцев до семи лет либо вовсе бессрочно. Если гражданин ослушается и в момент действия запрета все же появится на официальном матче, то его смогут оштрафовать на сумму от 20 до 25 тысяч, либо отправить под арест на 15 суток.
Поправки в КоАП, напомним, были внесены в июле 2013 года, а Правила поведения зрителей при проведении в стране официальных спортивных соревнований были определены федеральным правительством в декабре и вступили в силу полтора месяца назад, 20 января 2014 года. Таким образом прошедший на минувших выходных 20 тур Чемпионата стал первым, в котором правила поведения болельщиков определены правительством страны.
Принятые правила, помимо прочего, запрещают болельщикам находиться на трибунах в состоянии опьянения, бросать предметы в других зрителей или спортсменов, оскорблять других, скрывать свои лица, а также, например, проносить «духовые приспособления для извлечения звуков (в том числе знаменитые вувузелы), за исключением горнов и дудок». Правила устанавливают, какие именно средства поддержки болельщики имею право проносить на стадион — это флаги, транспаранты, полотнища, барабаны, дудки и горны, а также мегафоны, но не более одного на сектор стадиона.
Что характерно, «антифанатский закон», частью которого и стало появление в КоАП новой статьи, был принят законодателями в момент, когда и без вмешательства государства агрессия болельщиков начала постепенно уходить.
Побоища футбольных фанатов — в целом рядовое явление для России и в 1980-е, и в 1990-е, и даже в 2000-е годы. Бытовала даже конспирологическая теория о том, что столичный мэр Юрий Лужков специально подталкивал фанатов к буйству на стадионах, в результате чего уничтожались сотни пластиковых кресел, заменить которые могли только подконтрольные Елене Батуриной производители.
В последний раз массовые беспорядки болельщиков произошли в декабре 2010 года, когда фанаты вперемешку с националистами вышли на Манежную площадь в столице в знак протеста против, как им показалось, предвзятого расследования убийства фаната «Спартака» Егора Свиридова — это произошло за год до начала «Болотного движения».
Непосредственным же поводом для принятия закона стал инцидент, который произошел 17 ноября 2012 года, когда на матче с трибуны болельщиков «Зенита» неизвестный запустил петарду в сторону вратаря «Динамо» Антона Шунина. Медики диагностировали у игрока ожог роговиц, век и конъюнктив обоих глаз, а также посттравматический отит правого уха со снижением слуха. Впрочем, происшествие было достаточно долго в центре внимания прессы во многом даже не из-за травмы вратаря, а из-за позиции руководства «Зенита», которое настаивало на отсутствии доказательств совершения правонарушения именно болельщиком петербургского клуба. Запись камер была настолько нечеткой, что не позволила разглядеть не только лицо фаната, но и его одежду.
В итоге российские законодатели решили срочно последовать примеру своих коллег из других стран и принять специальный закон о болельщиках на спортивных соревнованиях.
В пример, как правило, в первую очередь ставился английский опыт. Пик спортивного хулиганства на родине футбола пришелся на 1980-е годы. Массовые драки на стадионах и за их пределами, бросание с трибун всяких предметов в футболистов, уханье в адрес чернокожих игроков, все это было органической частью английского футбола три десятилетия назад.
Посещаемость постоянно падала — если в 1950 году на матчи сильнейшей лиги пришли 77 миллионов человек, то в конце 1980-х даже 20 миллионов проданных билетов казались успехом. Причина была не только в налаживании телетрансляций. Стадионы постепенно ветшали, на них не было элементарных удобств, а хозяйничали там хулиганы — это была не лучшая атмосфера для, например, семей с детьми, которые были привычными посетителями футбола в 1950-е.
В 1985 году английские команды были на пять лет отлучены от еврокубков после гибели 39 фанатов «Ювентуса» в результате беспорядков, которые устроили в Брюсселе болельщики «Ливерпуля» во время финала Лиги чемпионов. В 1989 году произошло самое страшное событие в истории британского футбола: чудовищная давка на матче меду «Ливерпулем» и «Ноттингем Форест» на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде во время полуфинала Кубка Англии. Погибли 96 человек.
Британские власти приняли целый комплекс мер по наведению порядка на футбольных соревнованиях. Первый профильный акт парламента был принят в 1985 году, он вводил запрет на продажу алкоголя на стадионах во время спортивных мероприятий. Но вскоре запрет был снят — лорд Тэйлор, которому правительство Маргарет Тетчер поручило разобраться в проблеме, пришел к выводу, что болельщиков намного сложнее контролировать когда они напиваются еще до матча. На стадион просто перестали пускать пьяных фанатов.
Полиция пыталась арестовывать наиболее отвязных фанатов, изолировав таким образом движение болельщиков от агрессивных элементов, но и эта стратегия не дала желаемых результатов.
Современное «футбольное законодательство» стало формироваться в 1989 году, когда парламент принял «акт о футбольных зрителях», запрещающий на три года посещать игры тем, кто был осужден за проступки, совершенные на футбольных стадионах или прилегающих к ним территориях. Во время футбольного матча осужденный фанат обязан посещать полицейский участок чтобы доказать, что он не участвует в фанатских сборищах ни на стадионах, ни в других местах. Правительство начало лицензировать футбольные клубы, принуждая таким образом соблюдать на стадионах все необходимые правила безопасности.
Парламент также постановил продавать билеты на футбол только тем, кто официально вступал в клуб болельщиков определенной команды, но эта норма так и не вступила в силу.
В 1991 году законодатели ввели уголовную ответственность за бросание предметов на стадионе, за оскорбительные и расистские высказывания и за проникновение на поле. В 1999 году были расширены полномочия судов, в 2000 году фанатов-нарушителей обязали сдавать паспорта в момент проведения крупных международных соревнований, чтобы не допустить их выезд за границу.
Для решения бизнес-проблемы непопулярности английского футбола в 1992 году была создана Премьер-лига, которая существует по сей день и во многом обеспечивает коммерчески успешное существованию большинства английских и валлийских клубов.
Целый ряд мер, которые предприняли не только законодатели и правительство, но и сами футбольные клубы — а это в Британии, чаще всего, частные акционерные компании — позволил сделать Премьер-лигу одной из самых безопасных в Европе. Годовой доход Премьер-лиги уже превысил миллиард фунтов, большая часть из которых поступила за счет продажи прав на трансляцию матчей за пределы Альбиона.
Российская футбольная премьер-лига, конечно, не может рассчитывать на повторение успеха английского футбола. Да и путь у России свой, собственный — клубам даже не позволяют самостоятельно следить за безопасностью на своих же стадионах. Но работать над наведением порядка в среде футбольных фанатов все-таки приходится.