будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минкульт национальная политика
Июль 4, 2025
Страна
Краев Тихон

Федагентство по делам национальностей, начало

Федагентство по делам национальностей, начало
medvedev
Дмитрий Медведев. Источник: Фото: Ильшат Байбурин/paradoxbox.ru

Д.Медведев подписал постановление о передаче Федеральному агентству по делам национальностей некоторых полномочий Минкультуры. Что ли получается, что из Минкульта вынимается часть, касающаяся нацкультур, а как тогда быть Минкульту, учитывая его склонность к строительству государственной культуры? Но, конечно, там не так торжественно.

Просто в связи с передачей Агентству по делам национальностей ("Агнац" его, что ли, назвать, если раньше был "Миннац"?) полномочий "по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов России", они исключаются из Положения о Министерстве культуры. То есть, из Минкульта выводится некоторая непрофильная часть, которая к культуре как бы отношения не имела и все довольны.

Но, с другой то стороны, если уж эту тему поместили когда-то туда, то полагалось, что все это должно регулироваться именно через культурный контекст? Ну, все же выучили, что национальности примиряются через взаимные культурные связи и всякое такое. Понятно, что по жизни роль Минкульта тут не самая главная, но если у него был такой пункт официально, а теперь его нет, то что-то переключилось.

Но в таких делах сложно сразу понять, идет ли речь о чем-то стратегическом или просто о формальных последствиях некоего принятого решения. Если посмотреть Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" – а оно является рабочим, именно в него вносятся все дополнения и изменения, станет ясно, что бюрократическая составляющая тут не самая слабая. 

В самом деле, речь об этой стороне дела. В вышеупомянутом Постановлении о Минкульте функции, которые теперь передаются Агентству, были упомянуты в первом же пункте. Ну и так далее, теперь сообщается, что "расходы на содержание аппарата Агентства будут финансироваться за счет перераспределения средств, которые предусмотрены на эти цели федеральным органам исполнительной власти, функции и штатные единицы которых передаются Агентств". Естественный ход дел.

По факту сейчас так, что агенство было создано (1 апреля) и его уже надо чем-то наполнить. И функциями, и кадрами. Сначала и в самом деле выглядело так, что в основу конструкции положен именно этот — упомянутый теперь Медведевым — департамент Минкульта. В середине марта считалось, что главой агенства станет директор департамента А.Журавский. То есть, получалось бы даже какое-то отпочкование от Минкульта. Нет, 2 апреля главой Агенства был назначен депутат Госдумы от Свердловской области И.Баринов. По данному кадровому назначению выглядело уже, скорее, так, что создание агенства имеет в виду наличие тревожности, а не развитие межнацсвязей на культурной основе. Потому что И.Баринов с 1993 года служил в ФСБ, в 2003 окончил Академию ФСБ и тогда же избрался в Госдуму как одномандатник в Свердловской области, в 2007 и 2011 годах переизбирался уже по спискам "Единой России". До назначения занимал пост зампреда комитета Госдумы по обороне.

Собственно, о наличии тревожности (в том числе) он и сказал после своего назначения: "Кроме указа о создании агентства, сейчас пока еще ничего нет. Все надо создавать с нуля: нет ни помещения, ни людей, надо готовить для утверждения на заседании правительства положения об агентстве... Оно должно быть небольшим, компактным – штат не более 100 человек. Тем более, что все понимают, в каких тяжелых экономических условиях оно создается. Это, кстати, говорит о его важности для национальной политики, что, несмотря на все эти проблемы, правительство решило создать подобное агентство.... Главная же задача агентства – реализация государственной политики в межнациональных вопросах. Тема важнейшая. Благо, что мы имеем огромный опыт в этом вопросе: это и опыт царской России, и опыт советского периода – из всего надо брать лучшее и делать соответствующий упор на современные реалии. Мы понимаем, что сегодня тема ассоциируется с конфликтами: межнациональными, межконфессиональными, Кавказ – ассоциации не всегда приятные. Мы будем от этого отходить".

То есть, эта тема связывается именно с конфликтами, а не с построением чего-либо общекультурного. Возможно, это было только тогдашнее мнение Баринова, тем более, что при утверждении агенства 1 апреля его смысл как-то плавал. Диалог с сайта Кремля: 

"Д.Медведев: ... Это именно выработка общих основ национальной политики, а также работа с государственными программами в сфере национальностей, решение сложных задач, включая этноконфессиональные задачи, и разрешение различного рода конфликтов, которое также в такой большой и сложной стране, как наша, периодически случаются.

В.Путин: ... Эти вопросы, безусловно, заслуживают того, чтобы поднять на более качественный уровень всё, что мы делаем в этой сфере. Имею в виду, что Россия – многонациональная страна, у нас проживает свыше ста этносов, и некоторые вещи, безусловно, вызывают даже озабоченность и тревогу. Мы знаем, как в прежние времена решались вопросы, связанные с культурой, с литературой, с изданиями на национальных языках. Многое, к сожалению, в последнее время было утрачено. И наш, безусловно, долг заключается в том, чтобы не просто воссоздать всё, что было хорошего раньше, но и поднять, как я уже сказал, эту работу на более качественный уровень.

Тут одновременно и озабоченность (и даже тревога), и "вопросы, связанные с культурой, с литературой, с изданиями на национальных языках". При этом формально Агенству поручены:

"а) выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики;

б) осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;

в) взаимодействие с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества;

г) разработка и реализация государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений;

д) контроль за реализацией государственной национальной политики;

е) осуществление государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

ж) профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

з) предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды".

Не очень-то понятно, как все эти пункты могут быть реализованы малым штатом ("не более 100 человек") и какой из пунктов может, например, заняться вопросами, связанными "с культурой, с литературой". Опять же, тут еще и как бы разнонаправленные функции. Агенство выглядит надзирающим и контролирующим органом в пунктах е, ж и з, но в других пунктах — что-то конструктивно строящим (а, в, г). Пункты б и д как-то и непонятно, к какому варианту отнести. Но, по крайней мере, теперь уже не надо все создавать с нуля, вместо нуля уже есть экс-департамент межнациональных отношений Минкульта.

Краев Тихон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).