Инфраструктурный фонд в составе бюджета получит название «Фонд развития» и предельный размер в 3,5 трлн рублей до 2024 года. Причем его наполнение не будет напрямую зависеть от «бюджетного правила». Об этом, как пишет в четверг «Коммерсантъ», говорится в законопроекте, который внес а рассмотрение правительства Минфин.
Если предложения Минфина будут приняты, то в законодательстве фонд будет прописан как источник формирования бюджетных ассигнований на финансирование госпрограмм. Авторы проекта полагают, что это позволит создать «комплексную систему финансового обеспечения мероприятий, направленных на достижение поставленных президентом национальных целей и реализацию стратегических задач развития страны». Средства фонда будут направляться на проекты магистральной инфраструктуры, связывающие населенные пункты: железные дороги, порты, аэропорты и т.д. В дороги инфраструктурный нацпроект предполагает инвестиции лишь на российских участках транспортного коридора Европа—Западный Китай. Отдельно в законопроекте отмечается, что одновременное финансирование мероприятий госпрограмм за счет средств Фонда развития и Федерального дорожного фонда не допускается, так что вложения фонда в дорожное строительство в любом случае не будут большими.
Предельный объем нового фонда будет ежегодно устанавливаться в законе о бюджете, к 2024 году, как пишет «Коммерсантъ», накопленный объем ассигнований должен достигнуть 3,5 трлн рублей. По словам статс-секретаря Минфина Юрия Зубарева, фонд будет наполняться за счет внутренних заимствований (в том числе у населения) — ранее Минфин оценивал дополнительные заимствования для его формирования в 100–200 млрд рублей в год, что существенно меньше, чем 580 млрд среднего предполагаемого размера расходов Фонда развития. Возможно, разница будет покрыта из предполагаемых дополнительных ненефтегазовых доходов бюджета.
Впрочем, сам по себе выделенный Фонд развития будет самостоятельной величиной с «плавающим» годовым объемом расходов в пределах шестилетнего цикла расходования средств.
Отметим, что проект по крайней мере полгода согласовывался Минфином и Министерством экономики, которое настаивало на введении т. н. инфраструктурной ипотеки. Ее суть в том, что частный бизнес привлекается для строительства инфраструктуры при поддержке государства в виде гарантий и потом — оплаты этой инфраструктуры по мере ее использования. Минэкономразвития предлагало создать фонд инфраструктурной ипотеки, а в Минфине считали, что это может подорвать бюджетную стабильность. После долгих согласований на Петербургском форуме министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов и объявил о создании Фонда развития инфраструктуры.
Основное отличие создаваемого фонда от инфраструктурной ипотеки в том, что фонд остается бюджетным, и под его проекты не создается отдельная управляющая структура-посредник. Судя по всему, как пишет «Коммерсантъ», Минфин настоял на этом ради реформы системы капитальных расходов во всей бюджетной системе — в выделенном виде мотивация для ревизии системы принятия решений по другим затратам существенно снизилась бы.