Отравление Александра Литвиненко может нанести российской власти больший ущерб, чем его деятельность. Пишущие об отравленном чекисте западные СМИ в большинстве своем склоняются к мысли о том, что это дело рук российских спецслужб и что бывший офицер российских спецслужб поплатился за слишком жесткую критику в адрес Кремля и лично президента России Владимира Путина. Газета Guardian пишет, что «Запад готов поверить в самые дурные новости о России и самые дурные намерения администрации Владимира Путина». Times писала, что если подозрения о причастности Кремля к отравлению подтвердятся, то Британия должна предпринять жесткие дипломатические шаги.
Ранее Служба внешней разведки России отвергла любую причастность к отравлению Литвиненко. Более того, как пишет газета Times, российские спецслужбы намерены в полной мере сотрудничать с британскими коллегами в расследовании отравления. Высокопоставленный российский дипломат заявил британскому изданию, что сотрудничество с британской полицией в поисках человека, который отравил Литвиненко, – в интересах Кремля. Это поможет снять с него подозрения.
В Великобритании уголовное дело, которому присвоена высокая степень важности, расследует специальное антитеррористическое подразделение Скотленд-Ярда. Газете Daily Telegraph стали известны имена россиян, с которыми Литвиненко встречался в Лондоне, до встречи с итальянцем Марио Скарамеллой, после которой ему стало плохо. Выяснилось, что 1 ноября Александр Литвиненко пил чай с двумя знакомыми в одном из местных отелей. Одним из его собеседников был Андрей Луговой, который работал телохранителем Бориса Березовского и был руководителем службы безопасности телеканала ОРТ. Второго, по имени Владимир, Литвиненко до этого не встречал. В Скотленд-Ярде пока не говорят о двух россиянах как о подозреваемых, но не скрывают, что занимаются расследованием обстоятельств этой встречи.
Врачи тем временем продолжают бороться за жизнь отравленного чекиста. Ранее лечащий врач Джон Генри сообщил, что Литвиненко отравлен таллием – тяжелым металлом, без вкуса и запаха. Однако во вторник врачи лондонской больницы, где лежит Литвиненко, заявили, что возможность отравления таллием маловероятна. Медики объяснили свой вывод результатами клинических анализов. Врачи говорят, что потребуются новые анализы, которые возможно помогут понять, чем же был отравлен бывший чекист.
Бывший полковник ФСБ Александр Литвиненко бежал из России в Великобританию в 2001 году и получил там политическое убежище. Он обнародовал данные о якобы готовившемся российскими спецслужбами покушении на Бориса Березовского, а затем участвовал в независимом расследовании взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске. В последнее время Александр Литвиненко занимался расследованием убийства в октябре в Москве журналистки Анны Политковской, с которой поддерживал отношения и не раз встречался в Лондоне. Информацию о ее убийцах ему якобы передал 1 ноября итальянский эксперт по безопасности Марио Скарамелла на встрече в суши-баре, после которой Литвиненко и стало плохо. Поначалу эту информацию наблюдатели восприняли не очень серьезно, однако через две недели состояние Литвиненко резко ухудшилось. В тяжелом состоянии он находится в палате интенсивной терапии. У 43-летнего Литвиненко отказал иммунитет и выпали волосы. По выражению его друга Бориса Березовского, Литвиненко выглядит как человек, который 20 дней ничего не ел. Врачи оценивают его шансы на выживание в 50%.
Накануне Марио Скарамелла дал пресс-конференции, в ходе которой подробно рассказал о своей встрече с Литвиненко. Скарамелла подтвердил, что вечером 1 ноября он обедал с Литвиненко в японском ресторане в центре Лондона. По его словам, он хотел обсудить с бывшим подполковником ФСБ информацию, которая касалась убийства Политковской. Он сообщил журналистам, что получал из Петербурга электронные письма, в которых утверждалось, что киллеры вслед за обозревателем «Новой газеты» намерены убрать его самого, а также Литвиненко. И хотя эти послания Скарамелла всерьез не воспринял, он решил встретиться с тем, о ком шла речь в письмах. Скарамелла рассказал, что во время ужина Литвиненко выглядел здоровым и ел суп. Сам Скарамелла не ел ничего, поскольку недавно пообедал. На встрече Литвиненко подтвердил итальянцу, что сведения вряд ли заслуживают доверия, и они договорились встретиться еще раз. Когда на следующий день Скарамелла позвонил Литвиненко домой, его жена сообщила о том, что он в больнице с тяжелым отравлением.