Федеральная служба безопасности анонсировала рост тарифов на мобильную связь из-за затрат, которые сотовые операторы понесут, исполняя «закон Яровой».
Цены для абонентов возрастут на 10%, передает Reuters со ссылкой на ответ, полученный Уральской ассоциацией операторов связи из министерства цифрового развития. Представитель этого ведомства, в свою очередь, сослался на прогноз ФСБ.
В 2017 году оказание услуг связи в России стоило потребителям 1,74 трлн рублей, и них большая часть — около 1,1 трлн рублей — пришлось на мобильную связь и интернет. Исходя из этих данных министерства цифрового развития, можно подсчитать, что 10-процентный рост тарифов обойдется абонентам в дополнительные 110 млрд рублей ежегодно.
Директор департамента регулирования радиочастот и сетей связи министерства цифрового развития Александр Понькин призвал «не спекулировать относительно влияния нормативно-правового акта» (т.н. закона Яровой) на ценообразование.
По крайней мере, заявил чиновник, не следует этого делать «до начала реализации мер по внедрению».
Президент Уральской ассоциации операторов связи Леонид Блинов, явно не внимая призыву представителя Минкомсвязи, оценил вероятное повышение тарифов как «по меньшей мере» двукратное. Только в таком случае, считает эксперт, операторы смогут компенсировать свои расходы на соблюдение «закона Яровой».
«В итоге все повысят тарифы на 10%, потом еще на 10% — и так далее. Если крупные операторы еще могут открыть выгодную кредитную линию в банке, то остальным на это рассчитывать не приходится», — констатировал Блинов.
Его прогноз соотносится с расчетами, которые делали крупнейшие операторы сотовой связи в России, когда закон о хранении данных только обсуждался. Тогда речь шла о двух-трехкратном росте тарифов.
Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по связи и информационно-коммуникационным технологиям еще год назад предлагала заранее обложить абонентов «налогом» в 3-5% от суммы ежемесячного счета — и на собранные средства финансировать выполнение «закона Яровой». Тогда эта инициатива поддержки не встретила (а с другой стороны, ничто не мешает вернуться к ее обсуждению).
Генеральный директор ТМТ Consulting Константин Анкилов назвал неожиданным признание неизбежности роста тарифов со стороны ФСБ. «Официальные лица очень долго утверждали, что "закон Яровой" не повлияет на цены на связь, хотя все было очевидно с самого начала», — напомнил эксперт.
Однако для потребителей такое подорожание «мобильных» услуг не будет катастрофой, уверен Анкилов. По его словам, связь в России стоит так мало, что абоненты вряд ли серьезно ощутят 10-процентный рост тарифов.
«С учетом НДС, абонентам придется платить примерно на 40 рублей больше за домашний интернет и столько же – за мобильную связь, это не будет слишком критично для большинства населения», — подсчитал гендиректор ТМТ Consulting.
Напомним, что ряд региональных операторов — например, «Комфортел» и Oyster Telecom — заранее предупредили абонентов о предстоящем росте тарифов.
Крупные федеральные игроки рынка мобильной связи продолжают утверждать, что пока не собираются поднимать цены. Аналогичное заявление сделал Ростелеком.
В «МегаФоне» заверили, что при нынешнем уровне конкуренции сотовым операторам вряд ли удастся серьезно увеличить тарифы. Разве что щедрых акций, фактически означающих снижение цен, ожидать не стоит. Дополнительным фактором является развитие связи формата 5G, котороое также требует существенных затрат.
На конкуренцию, которая защищает потребителя от значительного подорожания услуг мобильной связи, сослался и представитель компании Tele2 Russia.
В начале года абонентов активно успокаивали федеральные чиновники. В частности, занимавший тогда пост главы Минкомсвязи Николай Никифоров утверждал, что «закон Яровой» не приведет к «драматическому росту цен».
Его коллеги из других причастных к принятию закона ведомств признавали, что операторы понесут серьезные затраты, но при этом продолжали настаивать на отсутствии риска подорожания сотовой связи.
Впрочем, с реализацией «закона Яровой», который регламентирует порядок и сроки хранения абонентских данных (месяц — всего интернет-трафика, полгода — СМС-переписки и разговоров), все оказалось сложно. Проблемы всплыли даже раньше, чем операторы успели понести какие-либо дополнительные расходы.
Предполагалось, что с 1 июля нынешнего года они должны были начать «складирование» звонков и текстовых сообщений. Минкомсвязи конкретизировало параметры хранения пользовательской информации для интернет-провайдеров только 28 июня — буквально за пару дней до того, как к этому хранению уже следовало приступить.
Вдобавок выяснилось, что необходимой инфраструктуры для этого в стране нет — то есть хранить информацию не на чем. Оборудование теоретически существует, но по факту оно должно пройти тестирование и сертификацию по установленной законом процедуре. Пока она не соблюдена, оператор может только «пробовать», а не использовать базы данных.
На практике же оказалось, что право тестировать оборудование для хранения информации есть только у испытательного центра сертификации и метрологии Центрального научно-исследовательского института связи. Но даже он не может выдавать сертификаты — такую организацию в России только предстоит создать.