Российские власти продолжают борьбу за «гармонизацию межэтнических отношений». В последние пару лет предложений было высказано много: рассматривалась возможность учреждения должности уполномоченного по делам национальностей или формирования различных постоянно действующих комиссий по данной проблеме. В администрации президента в прошлом году создали специальный департамент по национальной политике, который возглавил экс-глава Дагестана Магомедсалам Магомедов. А для поддержания спокойствия на улицах предпринимались попытки введения «казачьих патрулей». Словом, налицо все признаки ответственного отношения к проблеме.
Новое предложение, которое пресса обсуждает в последние дни, может многое изменить в постановке национального вопроса. Законопроект, внесенный группой депутатов, в том числе председателем думского комитета по делам национальностей Гаджиметом Сафаралиевым, фактически предлагает переложить ответственность за межнациональные отношения на регионы. В первую очередь — на губернаторов, которые нынче снова получают власть «из рук народа» (по крайней мере, с формально-юридической точки зрения).
Глава комитета по делам национальностей предлагает называть эту меру «повышением ответственности губернаторов за недопущение межнациональных конфликтов». Законопроект был разработан еще в феврале этого года, но в первом чтении он будет рассмотрен лишь 5 июля. На весенней сессии депутаты разобраться с ним уже не успеют и, по всей видимости, процесс «повышения ответственности» глав субъектов завершится осенью.
Этот шаг вполне соответствует положениям «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», одобренной президентом в прошлом декабре. Этот документ поставил задачу «разграничения полномочий и ответственности» между федеральными органами и властями субъектов, а также призвал «уточнить компетенции органов местного самоуправления» в сфере национальной политики.
Законопроект, предложенный депутатами, вносит изменения в четыре законодательных акта: «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе».
По большому счету эти поправки содержат схожие перечни обязанностей для региональных чиновников различных уровней. В эти перечни включены формулировки о «защите равенства прав и свобод гражданина... независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии», а также о необходимости «гармонизации межэтнических отношений».
Наибольший интерес представляет «губернаторская часть» законопроекта. Глава региона, по мысли законодателей, должен «обеспечивать государственные гарантии» в вышеназванных сферах («соблюдение прав человека» и «гармонизации межнациональных отношений»). Кроме того, на него возложены обязанности по «сохранению и развитие этнокультурного многообразия народов на территории субъекта», «профилактике межнациональных конфликтов и обеспечению межнационального согласия», а также по «социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов».
Причем в соответствии с поправками к части 2 статьи 26.3 закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов» необходимые меры глава региона должен предпринимать «самостоятельно за счет средств бюджета субъекта» (видимо, заодно решено и сэкономить).
Нельзя не заметить, что такие обязанности выглядят не очень естественно в рамках существующего списка бюрократических функций губернатора, которые сейчас закреплены в законе. Но Кремлю такие поправки были бы очень удобны по двум причинам.
Первая — очевидна. Со всеми перечисленными «национальными вопросами» федеральные власти пытаются справиться давно и безуспешно. А новый закон, по крайней мере, может облегчить задачу по поиску «нерадивых руководителей», если вдруг приключится очередная Кондопога. Смысл в таком перераспределении ответственности появился именно после возвращения губернаторских выборов, ведь отставка главы региона, которого фактически назначает президент, бросает тень и на федеральную власть.
Вторая причина — возможность контроля за нелояльными губернаторами (частный случай — борьба с сепаратизмом национальных окраин). В прессе об этом наверняка еще много будет сказано в ходе рассмотрения законопроекта. Конечно, в нынешних условиях вероятность того, что Кремль по итогам местных выборов получит «враждебный регион», очень невелика. Но все-таки лучше перестраховаться.
Согласно статье 19 все того же закона «Об исполнительных органах субъектов», высшее должностное лицо региона может быть отстранено президентом «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей». А когда в круг обязанностей входят такие неконкретные понятия, как «развитие этнокультурного многообразия» и «культурная интеграция мигрантов», об объективности решений говорить не приходится.
Получить хоть какое-то подобие конкретики должна помочь новая инициатива Минрегионразвития. Министерство решило слегка доработать президентский указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Документ содержит инструкции по «индивидуальной оценке» работы губернаторов на основании самых разных критериев — от «общей площади жилых помещений на одного жителя региона» до «удельного веса населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом».
Минрегион предлагает добавить к имеющемуся списку еще два пункта: «уровень терпимого отношения к представителям другой национальности» и «долю граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений». Правда, эти «показатели» будут определяться по итогам социологических опросов, но это уже детали.
Объемы «неконкретных обязанностей», которыми Дума вдруг захотела нагрузить руководителей субъектов, заставляют усомниться в перспективах законопроекта. Тем более, что по оценкам некоторых экспертов, в числе его инициаторов нет «статусных депутатов», обеспечивающих «проходимость» закона в нижней палате. Но, тем не менее, соблазн «убить двух зайцев» — избавиться от прямой ответственности за сложнейший национальный вопрос и получить дополнительный инструмент контроля за избираемыми губернаторами — едва ли исчезнет бесследно.