будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
законотворчество этнические конфликты национальная политика
Июль 8, 2025
Страна
Своекоштный Петр

Гармонизируй это

Гармонизируй это
nazionaln-07-1
Хлеб-соль. Источник: juche-songun.ru

Российские власти продолжают борьбу за «гармонизацию межэтнических отношений». В последние пару лет предложений было высказано много: рассматривалась возможность учреждения должности уполномоченного по делам национальностей или формирования различных постоянно действующих комиссий по данной проблеме. В администрации президента в прошлом году создали специальный департамент по национальной политике, который возглавил экс-глава Дагестана Магомедсалам Магомедов. А для поддержания спокойствия на улицах предпринимались попытки введения «казачьих патрулей». Словом, налицо все признаки ответственного отношения к проблеме.

Новое предложение, которое пресса обсуждает в последние дни, может многое изменить в постановке национального вопроса. Законопроект, внесенный группой депутатов, в том числе председателем думского комитета по делам национальностей Гаджиметом Сафаралиевым, фактически предлагает переложить ответственность за межнациональные отношения на регионы. В первую очередь — на губернаторов, которые нынче снова получают власть «из рук народа» (по крайней мере, с формально-юридической точки зрения).

Глава комитета по делам национальностей предлагает называть эту меру «повышением ответственности губернаторов за недопущение межнациональных конфликтов». Законопроект был разработан еще в феврале этого года, но в первом чтении он будет рассмотрен лишь 5 июля. На весенней сессии депутаты разобраться с ним уже не успеют и, по всей видимости, процесс «повышения ответственности» глав субъектов завершится осенью.

Этот шаг вполне соответствует положениям «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», одобренной президентом в прошлом декабре. Этот документ поставил задачу «разграничения полномочий и ответственности» между федеральными органами и властями субъектов, а также призвал «уточнить компетенции органов местного самоуправления» в сфере национальной политики.

Законопроект, предложенный депутатами, вносит изменения в четыре законодательных акта: «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе».

По большому счету эти поправки содержат схожие перечни обязанностей для региональных чиновников различных уровней. В эти перечни включены формулировки о «защите равенства прав и свобод гражданина... независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии», а также о необходимости «гармонизации межэтнических отношений».

Наибольший интерес представляет «губернаторская часть» законопроекта. Глава региона, по мысли законодателей, должен «обеспечивать государственные гарантии» в вышеназванных сферах («соблюдение прав человека» и «гармонизации межнациональных отношений»). Кроме того, на него возложены обязанности по «сохранению и развитие этнокультурного многообразия народов на территории субъекта», «профилактике межнациональных конфликтов и обеспечению межнационального согласия», а также по «социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов».

Причем в соответствии с поправками к части 2 статьи 26.3 закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов» необходимые меры глава региона должен предпринимать «самостоятельно за счет средств бюджета субъекта» (видимо, заодно решено и сэкономить).

Нельзя не заметить, что такие обязанности выглядят не очень естественно в рамках существующего списка бюрократических функций губернатора, которые сейчас закреплены в законе. Но Кремлю такие поправки были бы очень удобны по двум причинам.

Первая — очевидна. Со всеми перечисленными «национальными вопросами» федеральные власти пытаются справиться давно и безуспешно. А новый закон, по крайней мере, может облегчить задачу по поиску «нерадивых руководителей», если вдруг приключится очередная Кондопога. Смысл в таком перераспределении ответственности появился именно после возвращения губернаторских выборов, ведь отставка главы региона, которого фактически назначает президент, бросает тень и на федеральную власть.

Вторая причина — возможность контроля за нелояльными губернаторами (частный случай — борьба с сепаратизмом национальных окраин). В прессе об этом наверняка еще много будет сказано в ходе рассмотрения законопроекта. Конечно, в нынешних условиях вероятность того, что Кремль по итогам местных выборов получит «враждебный регион», очень невелика. Но все-таки лучше перестраховаться.

Согласно статье 19 все того же закона «Об исполнительных органах субъектов», высшее должностное лицо региона может быть отстранено президентом «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей». А когда в круг обязанностей входят такие неконкретные понятия, как «развитие этнокультурного многообразия» и «культурная интеграция мигрантов», об объективности решений говорить не приходится.

Получить хоть какое-то подобие конкретики должна помочь новая инициатива Минрегионразвития. Министерство решило слегка доработать президентский указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Документ содержит инструкции по «индивидуальной оценке» работы губернаторов на основании самых разных критериев — от «общей площади жилых помещений на одного жителя региона» до «удельного веса населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом».

Минрегион предлагает добавить к имеющемуся списку еще два пункта: «уровень терпимого отношения к представителям другой национальности» и «долю граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений». Правда, эти «показатели» будут определяться по итогам социологических опросов, но это уже детали.

Объемы «неконкретных обязанностей», которыми Дума вдруг захотела нагрузить руководителей субъектов, заставляют усомниться в перспективах законопроекта. Тем более, что по оценкам некоторых экспертов, в числе его инициаторов нет «статусных депутатов», обеспечивающих «проходимость» закона в нижней палате. Но, тем не менее, соблазн «убить двух зайцев» — избавиться от прямой ответственности за сложнейший национальный вопрос и получить дополнительный инструмент контроля за избираемыми губернаторами — едва ли исчезнет бесследно.

Своекоштный Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).