То, что стройки и рынки российской столицы (и не только ее) кишат иностранными рабочими - факт очевидный. Достаточно выйти на улицу, и через несколько минут вы обязательно натолкнетесь на мигранта из стран СНГ, продающего ли фрукты или шапки-перчатки, или красящего подъезд. С экономической точки зрения это совершенно естественно. Спад производства и безработица в бывших советских республиках и экономический подъем в России создали разность потенциалов, которая затягивает рабочую силу со всех концов бывшего СССР на необъятные просторы нашей Родины. Россия поставляет в соседние страны нефть и газ, а в обмен эти государства в большинстве случаев не могут предложить нам ничего кроме товара под названием "рабочая сила". Вот и тянутся разнорабочие на стройки России, чтобы было чем заплатить за освещение и отопление у себя на родине.
Сколько в России работает мигрантов, сказать почти невозможно. Миграционная служба РФ называет одни цифры, дипломатические представители этих стран - совершенно другие, а сами мигранты дают совсем уж невероятные оценки. Но нас собственно волнует не количество иностранной рабочей силы, привлеченной на стройки, рынки и рубки леса, а то, что эта рабочая сила постепенно становится весомым фактором в платежном балансе Российской Федерации. Ведь если эти люди приехали в другую страну на заработки, то очевидно, что тратить заработанные деньги на месте они не будут, а увезут их с собой или отошлют переводом. Заработанные средства переплавляются за российскую границу, понятное дело, не в рублях, а в иностранной валюте. То есть репатриация доходов иностранных рабочих представляет собой такую же пассивную статью платежного баланса России, как оплата импорта или туристических услуг. И так же может оказывать на этот платежный баланс негативное воздействие, если поступление экспортной валютной выручки в Россию по каким-то причинам начнет снижаться.
Денежный поток течет из России двумя путями. Во-первых, это собственно оплата труда нерезидентов. Если, по данным Центробанка, в 2000 году им было выплачено 232 миллиона долларов, то в 2001 году - уже 493 миллиона. А за первое полугодие текущего года - 237 миллионов. Во-вторых, это денежные переводы (которые называются текущими трансфертами). В 2000 году таких переводов было сделано на сумму 738 миллионов, в 2001 году - 1 миллиард 140 миллионов, а за первое полугодие 2002 года - 625 миллионов. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что по официальным данным минимальный ежегодный денежный поток из России за счет доходов физических лиц составляет полтора миллиарда долларов. По сравнению с другими статьями платежного баланса это, конечно, не очень много v всего полтора процента валютной выручки - но эта статья имеет отчетливую тенденцию к росту. Кроме того, есть основания предполагать, что приведенные цифры не охватывают всех денежных переводов физических лиц из России в страны СНГ. По данным, которые привел министр РФ по делам национальностей Владимир Зорин на слушаниях в Государственной Думе, сейчас в России находиться около 3 миллионов мигрантов (естественно, нелегальных). Если каждый из них переводит на место постоянного проживания, скажем, 100 долларов в месяц, то это уже 300 миллионов в месяц и, соответственно, 3.5 миллиарда в год v а вовсе не полтора миллиарда. Для сравнения: в 2001 году импорт в Россию товаров составил 53 миллиарда, а услуг v 19 миллиардов. За девять месяцев 2002 года импорт товаров составил 42 миллиарда долларов.
К сожалению, сравнить данные платежного баланса РФ по оплате труда нерезидентов с аналогичными данными платежных балансов стран СНГ не представляется возможным, так как далеко не все центральные банки стран СНГ приводят эти данные. Тем не менее отдельные характерные цифры есть. Например, судя по платежному балансу Молдовы, ее граждане заработали за границей в 2001 году 223 миллиона долларов. Неплохо: примерно 120 долларов на каждого экономически активного гражданина в год.
Таким образом, иностранные рабочие становятся значимым фактором при распределении валютных расходов России. Влечет ли это за собой какие-нибудь отрицательные последствия? Вряд ли. Российская экономика не зависима от гастарбайтеров: в случае валютного кризиса приезжих легко заменят отечественные работники. Конечно, качество работы и услуг при этом пострадает.