Сегодня в 10 утра по Москве прекратились поставки российского газа для Белоруссии. До сегодняшнего дня поставки газа для нужд белорусских потребителей осуществлял независимый российский поставщик "ТрансНафта". В 18:00 прекратились также и транзитные поставки газа "Газпромом". То есть Белоруссия даже не имеет возможности для "несанкционированного отбора". Это - блокада.
Компания “ТрансНафта”, впрочем, готова подписать новое соглашение на прежних условиях - по цене $46.68 за 1 тыс. кубометров.
“ТрансНафта” – это один из двух независимых российских поставщиков газа, с которыми белорусское руководство заключает краткосрочные договора на поставку газа в условиях, когда “Газпром” и стоящее за ним российское правительство настаивает на договоренностях России и Белоруссии по ряду принципиальных вопросов. До "ТрансНафты" короткое время поставки осуществлял другой независимый поставщик - "Итера".
Закончившийся сегодня контракт был подписан 12 февраля в объеме 360 миллионов кубометров. Однако этого объема Белоруссии могло хватить всего лишь на 5-6 дней. (Суточные потребности Белоруссии – 60 миллионов кубометров). Сейчас задолженность "Белтрансгаза" перед "ТрансНафтой" за январь 2004 года составляет $16.7 млн., а за февраль - $26 млн. Но далеко не в этом состоит основная проблема.
Существенная часть проблемы в том, что продолжается блеф со стороны Александра Лукашенко и давление с российской стороны по поводу приватизации компании “Белтрансгаз” (вопрос должен был быть решен еще к 1 июля 2003 года). В отсутствие договоренности по “Белтрансгазу” “Газпром" готов поставлять газ по цене минимум в $50 за 1 тыс. кубометров. Минск не соглашается платить больше $41. Пока Минску удавалось заключать договоры с “ТрансНафтой” и с “Итерой” на уровне, среднем между названными цифрами.
По словам Александра Лукашенко, Белоруссия не настолько богата, чтобы “в условиях рыночной экономики продавать по балансовой стоимости “Белтрансгаз” - примерно 300-400 миллионов долларов - то, что стоит, по оценке международных экспертов 5 миллиардов”. “Газпром” уже предлагал выбрать для объективной оценки “Белтрансгаза” трех аудиторов - Deloitte Touche, Ernst Young или PricewaterhouseCoopers. Однако независимый аудит не решит ни проблем Лукашенко, ни России. Мы имеем дело с ситуацией, когда не логические аргументы имеют значение.
У Александра Лукашенко нет аргументов для дипломатической торговли в условиях давления России. Но и желания лишаться реальных ресурсов власти – важнейших активов и национальной валюты - тоже нет.
Единственный существенный козырь Лукашенко в условиях, когда Россия занимает жесткую позицию – это экспорт российского топлива в Европу через территорию Белоруссии. В ситуации эскалации переговорного конфликта белорусская сторона могла бы настаивать на росте транспортных тарифов или несанкционированно отбирать топливо. Однако сейчас у России достаточно разветвленная география экспорта для того, чтобы в критических случаях не зависеть от белорусского транзита и действовать по формуле жесткого давления.
Аргументы Лукашенко в духе саботажа интеграции двух стран не работают: безналичный рубль должен был начать хождение еще летом прошлого года. Но промедление только ужесточило позиции России, что выразилось в знаменитой фразе Владимира Путина "мухи отдельно - котлеты отдельно".
Цена в $50 за 1 тыс. кубометров, предлагаемая “Газпромом” – это еще не предел давления, примерно столько платит за российский газ Украина. Но и такую цену белорусская экономика в своем нынешнем состоянии вряд ли сможет платить.
В условиях газовой блокады внутри Белоруссии начались аресты в ближнем круге Александра Лукашенко, что может быть интерпретировано как существенные признаки внутриполитической дестабилизации его власти.
Александр Лукашенко заявил, что "нет таких силовиков, которые могут взять над президентом верх. Более того, известный факт был инициирован президентом, когда пошли сигналы. Поэтому я никого не гарантирую от этих проверок. Никому никаких гарантий, индульгенций я не выдаю. Как только сигнал, даже анонимный, имейте в виду – начинаются проверки. Особенно финансово-экономические сигналы. Пощады не будет никому. В том числе и тем, кто называет себя 'людьми президента'... Люди президента должны работать еще больше. У меня нет любимчиков. Спрос будет только ужесточаться".
То есть в Белоруссии начался передел административной власти и собственности на фоне неустойчивой позиции Александра Лукашенко.