будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Страна
Митрофанов Сергей

Газпром как зеркало новой русской реальности

Газпром как зеркало новой русской реальности
SMitroBig

Как известно, новый 2009-й год начался со ставшим уже доброй традицией газового конфликта с Украиной, так или иначе втягивающего в межгосударственные разборки экспертное, но и более широкое, чем экспертное, пикейножилетное сообщество. Обычно оценки наблюдателей колеблются в зависимости от политической ангажированности - от «Россия дискредитировала себя как надежного поставщика» до «Украина ворует газ, а Россия более не позволит обращаться с собой как с сырьевым придатком». Между тем, замечено, что если немножко подождать, не вмешиваться, не спешить встать на ту или иную баррикаду, то конфликт в очередной раз рассосется как бы сам по себе уже к середине января, но сдвигая, однако, политическую реальность страны в сторону, в которую все и так в последнее время сдвигается.

А именно в сторону усугубляющейся неявности аппаратных действий ее руководства, неявности выгод, потерь в зависимости от реализации того или иного сценария. Неясной зависимости политики госуправления от интересов аффилированных с государством монополий и императива внешнего контроля со стороны Европейского сообщества.

Действительно, то, что относится сегодня непосредственно к переговорам «хозяйствующих субъектов», де-факто скрыто точно так же, как например, были скрыты взаимоотношения России и Грузии вплоть до военного конфликта в ЮО. И – если рассуждать по аналогии - точно так же может привести к принципиально новой политической ситуации, в которой временные успехи российского государства (поставки газа по рыночным ценам + унижение ближайшего славянского соседа) вполне могут обернуться стратегическим провалом в перспективе.

Ведь очевидно, что схемы газовых отношений России и Украины и алгоритмы поведения переговорщиков должны были бы (если бы дело ограничивалось чистой экономикой) отрабатываться в течение всего 2008 года, а неспешно нащупываться в конце календарного года при закрытых дверях. Тем более, что точно такая же война уже случалась на рубеже 2007-2008. Но то зачем-то все снова едут в Брюссель, то оказывается, там не о чем говорить, и т.п.

По крайней мере, переговорщики если и спорили бы о финальной цене, то должны были бы иметь заготовки по поводу доли издержек за транзит, а так же определенные представления о динамике цен за газ в зависимости от курсов валют (?), нефтяных цен (?), процентной доли газа в трубе сторонних поставщиков (из Казахстана, Узбекистана и Туркмении), «кто будет выделять газ для работы газоперекачивающих агрегатов – а это 21 млн. кубометров в день» - но почему-то и этот старый чисто технический вопрос снова встал на повестку дня в переговорах, как будто переговорщики все это время пребывали в анабиозе.

Тем не менее, в газовом вопросе и до сих пор масса неопределенностей. Экономика более не состоит из вещей, а состоит из знаков. Так начнем хотя бы с того, что непонятно, сколько на самом деле стоит российский газ? $250 или $450 долл. за 1000 кубометров для Украины? Или  $500 – как для Западной Европы? Почему цена на газ столь стремительно растет, когда цены на нефть столь же стремительно падают? Если цены на энергоносители определяет рынок, а на рынке действуют факторы необычайно холодной зимы в Западной Европе и «знаки» энергетической безопасности, то не работает ли газовая война сама по себе на создание нового знака цены. Может быть, в этом и смысл?

Сегодня «война» объективно на руку российским гражданам.

Даже с учетом того, что распределение прибыли газовой монополии России идет с потерями в цепочке посредников, вроде швейцарской "РосУкрЭнерго", любое увеличение поступлений валюты в Россию в настоящий момент замедляет ослабление рубля, следовательно, замедляет исчезновение сбережений на депозитах и позволяет хоть как-то приспособиться мажоритарным акционерам корпорации Россия к кризисным явлениям. Но мы не случайно вспомнили войну в ЮО. Там тоже была победа, а к сентябрю она обернулась оттоком капиталов, многократно превышающих затраты на войну. Так и здесь все успехи "Газпрома" с той же неумолимой закономерностью превращаются в стратегический провал государства в целом. Если, конечно, считать, что государство все-таки не полностью идентично "Газпрому". Ну, даже если и не считать.

По крайней мере, две недели инспирированного газового конфликта привели к существенным потерям в экономиках стран-потребителей газа, что в свою очередь сыграло ускоряющим мировой кризис фактором. Так что не нужно особенно долго доказывать, что рано или поздно эти потери через «единый мир» так же распределятся и на Россию – хотя бы через мировые финансовые рынки. А в более простом варианте – через повышение цен на газ на внутреннем рынке. И вот вам снова инфляция – что валюта идет в Россию, что не идет.

Но более существенно, что "Газпром", а через него и российское государство, очевидно, поступятся эксклюзивным правом на контроль в традиционных сферах влияния. Императив международных наблюдателей на всем протяжении  газового транзита разве не очередной шаг в сторону внешнего управления?  Постсоветский мир как бы в очередной раз демонстрирует свою неспособность справиться со своими выборами, своими горячими точками, своими взаимоотношениями частей бывшего целого, а теперь вот и с газовым транзитом без внешнего наблюдающего. Что ж, сигнал принят. «На газоизмерительные станции Украины и России в воскресенье начинают прибывать первые наблюдатели из Евросоюза».

Митрофанов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).