будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Страна
Нуреев Булат

Где кончается Беня Крик и где начинается полиция?

Где кончается Беня Крик и где начинается полиция?
98_02

Последние газовые соглашения “Газпрома” дали основания комментаторам говорить о новой политике России в СНГ, политике разумной и прагматичной. Россия начала отделять мух от котлет, проблемы экономической прагматики - от спекуляций сомнительной политической лояльностью (или воспоминаний о сомнительной политической лояльности, как это было в случае с Украиной).

Тем очевиднее встал вопрос отсутствия политической стратегии России на пространстве СНГ, особенно в сравнении с четко обозначенной бизнес-стратегией российских энергетических корпораций. С одной стороны, “Газпром” и политическое руководство России явно начали восстанавливать преемственность собственной позиции в мировом топливно-энергетическом секторе, а соответственно – в мировой экономической политике, заложенной еще при СССР. С другой стороны, совершенно невнятна политика по отношению к бывшим гражданам Советского Союза - главному ресурсу в борьбе за влияние на постсоветском пространстве.

Вопрос, который следовало бы поставить на политическую повестку дня: куда будет конвертирован “ресурс трубы” и благоприятной для России экономической конъюнктуры на энергетических рынках? На развитие какой инфраструктуры и воспроизводство каких ресурсов должны быть потрачены деньги, если мы хотим иметь в ключевых для себя регионах инструмент влияния, автономный от колебаний спроса на энергоносители?

За образцами не надо ходить далеко. Инструментом влияния по отношению к населению сопредельных стран является привлекательный образ жизни и организации жизнедеятельности на собственной территории. Можно обладать колоссальным ресурсом влияния на любую экономику, но желание “жить по-европейски” позволит мобилизовать население так, что не поможет никакая прагматика, - события в постперестроечной Прибалтике или на Украине образца 2004 года свидетельствуют об этом достаточно ярко. Интервенция чужой легитимности эффективнее любой энергетической иглы.

На этом поле противостояния различных легитимностей и организаций жизни Россия по-прежнему чудовищно неэффективна. Причина этому - то же наследование СССР, так как вместе с ресурсами и энергетической инфраструктурой мы наследовали советскую организацию жизни, со всеми присущими ей “прелестями”. Покуда Россия не модернизирует (а в некоторых случаях – не выстроит заново) организацию собственной медицины, армии, образования, фискальной нагрузки и т.д., она не сможет конкурировать на пространстве СНГ с другими глобальными проектами.

Построение эффективных социальных лифтов и легитимизация инструментов государственного насилия – ключевая задача страны в первое десятилетие ХХI века. Если говорить жестко, то Россия должна заново решить вопрос прав населения на собственной территории, организовать общественные институты так, чтобы попадание в правовое поле российской государственности могло “прельстить” любое население на постсоветском пространстве. Действующее сегодня в России сословное право, основанное на привилегиях отдельным организованным группам населения, главным образом – бюрократии, не способно обеспечить требуемый результат.

Российский правящий класс не ставит на сегодняшний день этот вопрос со всей определенностью. Существующая политическая и экономическая конъюнктура могут позволить безболезненно сохранить преемственность власти в ближайшем электоральном цикле. Постановка же вопросов права и его легитимности требует исторического самоопределения и длинной государственно воли.

См. также:

  • Нуреев. Коромысло гнется
  • Лейбин. Плохой газовый мир
  • Лейбин. Нюансы газового империализма
  • Долгин. 2006: Бомба в Иране – революция в Америке
Нуреев Булат
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).