будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна

Где возможно местное самоуправление

Где возможно местное самоуправление
plusnin
Юрий Плюснин

«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Разговор, посвященный проблемам местного самоуправления, продолжает заместитель заведующего лаборатории муниципального управления и профессор кафедры  местного самоуправления Высшей школы экономики Юрий Плюснин.

Я мало знаю о местном самоуправлении в Москве, не исследовал этот вопрос, но знаю о том, как оно работает вокруг Москвы.

Вот три дополняющих нашу дискуссию сюжета. Первый касается Москвы. Я поддерживаю позицию Глазычева и Шмелева: в Москве невозможно местное самоуправление. В то же время, поскольку природа власти одинакова что на местном уровне, что на государственном, то местное самоуправление есть везде и всегда. Но когда государства много, его мало, а когда государства нет, то оно разрастается, распухает и заполняет всё пустое от государства поле. Знаете, с местным самоуправлением, как с тараканами в городе Москве. Их нет, но они есть. Где-то. Так и МСУ, вроде нигде его нет – и оно всё же есть, но его всегда так мало, и оно столь же не значимо, как нынче у нас тараканы.

В границах Москвы самоуправление возможно на уровне ТОСа [ТОС – территориальное местное самоуправление] или подъезда, а выше – невозможно. Местное самоуправление предполагает солидарность. Солидарность предполагает самоорганизацию. Она лежит в основе самоуправления как института и строится из нескольких признаков: это не только совместность, синхронизация людей, но и кооперация, координация, согласие, сочувствие, совместное мнение. Есть ли такие на уровне Москвы и больших агломераций? Конечно, нет, их не может быть.

Но эти формы самоорганизации и самоуправления всё же существуют в окрестностях Москвы. В последние две недели я возил студентов, в пределах  зоны доступности электропоездов, в муниципалитеты, где они видели яркое проявление самоорганизации. Они побывали не только в обычных городках и селениях, но и у язычников, в родовых общинах, где нет не только государства, но и местного самоуправления в виде институции. Были в поселениях, где местное самоуправление исчезло, так как там уже нет и общества, нет и солидарности. Все эти формы существуют даже на территории московской агломерации.

Второй сюжет связан с вопросом, где же реально возможно местное самоуправление? Я бы назвал 4 признака, присутствие которых предполагает наличие местного самоуправления. Первый признак: самоуправление возможно там, где нет власти. Таких территорий, где это возможно – это 40% нашей страны. В таких местах обязательно есть самоуправление и если поискать, оно там находится. Одна треть Можайского района на самоуправлении: там леса, граница с Тверской областью, власть туда не дотягивается. Второй критерий: самоуправление возможно там, где нет внешних ресурсов. Что очевидно: не послано ресурсов, не прислан и наместник государев. Третий критерий: там, где есть политическая активность местных жителей, где они реально устраивают и выстраивают местное самоуправление, несмотря на региональные власти, которые стремятся задавить реальную активность людей и вместо неё внедрить партии и партийную борьбу. Всё же иным удаётся выдавливать государство и создать самоуправление. Но доля таких форм не велика –всего7-10%. Следующий критерий – культурно-этническая специфика. Татарстан, Башкирия, Мордовия – там есть, распространено самоуправление. Оно очень разное, поэтому я говорю о культурно-этической специфике, а не о сугубо этнической.

И третий сюжет: здесь я хотел бы солидаризироваться с Олегом Александровым: есть новые формы организации жизни, самоорганизации, самоуправления. Мы сейчас все больше переходим к распределенному образу жизни. Я, к примеру, бытую в пяти точках, от Новосибирска и до Краснодара. Известно, 70% москвичей живут не просто на даче, есть пенсионеры, и не только, которые проводят там больше половины времени. Эти дачи – уже дома. Например, Талдомский район – это более 80 тыс. дачников и около 20 тыс. местных жителей.

Дачники там уже самоорганизовались, они вынуждены утилизировать мусор, каловые массы, извините, сливать в Дубну. Это колоссальная проблема – люди должны организовать свою жизнь. Организация в таких районах важнее, чем в Москве. А Москва для них – не место истинного пребывания, а место регистрации, не более.

С распределенным образом жизни связан и очень важный для будущего развития процесс – это создание новых второбытных поселений – таких, которые основаны на иных принципах организации жизни, несвойственных и непривычных нам. Но это уже 0,2% населения. Мало? – нет, достаточно, чтобы заметить и оценить их будущее значение. Это новые общины, новые – второбытные –отношения, и они преобразуют жизнь. Это совершенно меняет и форму местного самоуправления. Одно из мест моего обитания – Угорский сельсовет, где половина населения - преподаватели и ученые из Москвы. Мы уже изменили там структуру управления. Есть и виртуальные общины. Осознается их политическое значение, а значение их в плане самоуправления пока не осознается.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).