будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Страна
Маргулев Андрей

Генплан как индульгенция

Сходил на слушания по Генплану. Почему бы и нет? Как говорили в Одессе, можно ходить и в бордель, только не надо называть его при этом синагогой…

Мое отношение к актуализированному Генплану Москвы на период до 2025 года, который вынесен на общественные слушания, сугубо отрицательное. Но критиковать его в рамках так называемых «слушаний» означает по факту не только согласиться с его правомочностью, хотя бы и «с оговорками», но, что еще хуже, согласиться и с моделью его «принятия».

Этот Генплан интересен не сам по себе, а лишь в контексте сложившейся и в Москве, и во всей стране системы управления.

Нет оснований воспринимать эти дарованные населению слушания как некий шаг в сторону общественного договора, идеей которого вдруг неизвестно с какого перепугу прониклась московская власть. Есть гораздо более приземленное объяснение, поскольку урбанистические проблемы столицы затрагивают и власть федеральную.

Власти Москвы явно и на протяжении многих лет не справляются со своими обязанностями по обеспечению Москвою столичных функций, несмотря на все преференции от своего столичного статуса. Московская власть и рада бы что-то в этой ситуации изменить, но не в силах преодолеть свою природу, заданную все той же системой управления. Все, на что она способна, – это в очередной раз совершить доставшийся от предков магический ритуал, называемый «принятие Генплана». Но если когда-то этим обрядом руководила верховная власть, то теперь верховная власть давно отошла от этих дел и, стоя в стороне, наблюдает.

Картина, которую она наблюдает, неутешительна. Прошлый, утвержденный Правительством Москвы 10 лет назад Генплан, принятый законом города Москвы от 27 апреля 2005 г. (да, именно так, он принимался 6 лет!), вроде бы успешно выполнялся, а качество жизни в Москве заметно ухудшилось. Может быть главный местный жрец со своей челядью как-то неправильно камлают? Может быть уже пора с них за это спросить?

Вот тут-то у «жреца» и возникает идея: привлечь к этому действу население. Не то чтобы он надеется на то, что сила магии от этого возрастет, конечно, нет. Но зато теперь обвинить его в бездарности и недееспособности станет гораздо труднее – ведь вместе с ним камлал весь народ…

Я сказал «вроде бы выполнен» не случайно. Что и как выполнено, не знает никто, а главное – неясны оценочные критерии. И это – важнейшее условие «актуализации». Потому что у «принятия Генплана», оформляемого, отметим, законом города Москвы, есть все-таки некий управленческий смысл, хотя и совсем не декларируемый.

Декларируемый смысл Генплана как «основного закона» градостроительного зонирования-планирования – частью утрачен, а частью упразднен. Утрачен, например, потому, что главные проблемы мегаполиса давно уже переросли границы города и принципиально разрешимы только в рамках всей московской агломерации (в пределах «маятниковой миграции» населения), включающей область. Однако даже обсуждение этой темы запретно, и транспортные коммуникации города и области по-прежнему планируются независимо. При полной индифферентности власти федеральной.

Генплан не дает и не может дать самого главного – программы выхода из транспортно-экологического коллапса, нараставшего в Москве весь десятилетний период после предыдущей актуализации. Он выполняет, по существу, одну функцию маскировочной сетки с нарисованным благообразным фасадом, которой прикрывают безобразную коррупционную схему освоения территорий (включая природные и особо охраняемые) под коммерческую застройку – в ущерб экологии, внутриквартальным транспортным коммуникациям и капремонту домов в уже сложившихся кварталах. Функцию массового разведения 100-метровых зданий – при отсутствии сколь-либо приемлемой системы спасения их жителей при пожарах.

Да, мы можем и на этом нарисованном фасаде найти ошибки и нарушения, но разве это будет иметь прямое отношение к тому ужасу, который находится под ним? К наглой экспансии губительных мусоросжигательных проектов (на время принятия Генплана как бы «замороженных»)? К благоустройству и озеленению, под которые миллиарды рублей из бюджета города тратятся на уничтожение деревьев и высаживание на их месте газонов, еженедельно умерщвляемых затем газонокосилками? К уничтожению сохранившихся памятников истории и культуры с одновременным строительством новых им на замену?.. Ведь даже если Генплан что-то не то и разрешает – то уж никак не обязывает.

Между тем, управленческий смысл Генплана все же существует – но только в измерении отнюдь не общественного интереса. И состоит он в законодательной фиксации тех градостроительных решений, которые оформлялись властями при помощи «ППМ» – Постановлений Правительства Москвы. Именно на их основе велось и ведется реальное, «ручное» управление городом. По генплановой идее, все эти ППМ должны были бы приниматься в его исполнение. На деле же, все они рождались от «слияния в экстазе» инвестора и чиновника – благодаря отсутствию каких-либо реальных механизмов контроля.

Мелкий, но характерный штрих: в законе 2005 г. о принятии Генплана есть пункт: «Мэр Москвы один раз в четыре года представляет в Московскую городскую Думу одобренный Правительством Москвы доклад об итогах реализации Генерального плана. Московская городская Дума рассматривает представленный Мэром Москвы доклад и принимает по нему постановление». Вы не видели, случайно, этого доклада и этого постановления? Впрочем, наш мэр уже дал однажды ответ на все подобные глупые вопросы: «Закон не догма, а повод пофилософствовать»…

Управленческий смысл Генплана образца 2009 года в точности соответствует смыслу Генплана-1999: тот Генплан («до 2020 года») тоже фиксировал градостроительную ситуацию, «сложившуюся» за 90-е годы. И «складывалась» она путем нарушения Генплана Москвы 1971 года, нарушения не его буквы, а духа важнейших планировочных решений. Самое, пожалуй, тяжелое из них – это застройка территорий, запланированных под хордовые скоростные магистрали, которые должны были разрядить транспортные потоки в центре города. «Рокады» нынешнего Генплана – это отчаянная попытка возродить эту хордовую концепцию, но какой ценой… Теперь километры этих рокад придется убирать под землю. Впрочем – придется ли? Тучные бюджетные годы прошли, а подземным пространством с инвестором не расплатишься.

Застраивались не только хорды, но и все свободные кусочки – природные территории, внутриквартальные проезды. Отсюда огромная плотность застройки, чудовищная недоразвитость улично-дорожной сети, породившая многокилометровые автомобильные пробки. Какое отношение имеет и имел Генплан ко всей этой вакханалии?

За прошедшее 20-летие «реформ» Генплан Москвы был не только извращен и унижен «реальной политикой» московского градостроения, не только потерял правовое значение в антиправовой системе коррупционного освоения бюджетных и земельных ресурсов. Стало понятно, что, игнорируя все положительные возможности этого глобального документа, московским властям нужно от него одно: обосновывать их право играть в масштабные проекты – будь то «Москва-Сити», «Третье кольцо» или «Дублер Ленинградки» – не решая годами ни проблему вывода «грязных» производств, ни проблему раздельного сбора и переработки мусора, ни проблему капремонта… Заглянуть чуть вперед, просчитать последствия, выбрать тактику – все это лежит за пределами коррупционного управления, за пределами и интеллекта его участников.

Интеллектуальная недостаточность – это не порок безудержного стяжательства, не малограмотность тех или иных властных персонажей. Это – неизбежное следствие системы управления, важнейшей основой которой является независимость управляющего от управляемых, от закона – при абсолютной личной преданности патрону. Качество любого продукта, выдаваемого такой системой, не зависит от профессионализма исполнителей, а лишь от воли и вкусов главы властной корпорации. На любом уровне этой системы нет места честной позиции ученого и специалиста, нет места независимой экспертизе, нет заинтересованности в реальном учете мнения населения.

Генплан не преступен – преступна управленческая система, приводящая к неспособности властей противопоставить что-либо реальным современным угрозам, в том числе, техногенным.

…А что на слушания пошел – не жалею. Нам столько всего там наобещали! Обещали даже дать статистику смертности и заболеваемости по экологическим причинам…

См. также:

  • Григорий Гриценко. Столичные барьеры жилищного строительства
  • Григорий Гриценко. Многофункциональный тупик российской столицы
Маргулев Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).