Генпрокуратура ищет людей, которые выдали таблоиду «Твой день» тайну следствия – фамилий 11 подозреваемых по делу об убийстве журналистки Анны Политковской. Шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов вечером в воскресенье заявил в эфире «Эха Москвы», что в Генпрокуратуре утечка вызвала «настоящий шок». «Все, что произошло вокруг этого, можно назвать только одним словом – предательство», – заявил Соколов.
По мнению шеф-редактора, в каждом ведомстве есть люди, которые обладают информацией, и, видимо, они стали продавать ее журналистам. «Насколько я понимаю, по этому поводу возбуждена доследственная проверка Генпрокуратуры и, надеюсь, что люди, которые продали эту информацию, будут наказаны», – сказал он.
Соколов полагает, что утечка произошла из «дежурной части ГУВД города Москвы». «Существует понятие сводок, куда попадает очень много вещей», – отметил шеф-редактор «Новой газеты». Он подчеркнул, что «по практике прошлых лет», в случае задержания «высокопоставленных сотрудников специальных служб, ухитрялись из сводок эти фамилии убирать», однако «сейчас не убрали».
В свою очередь, адвокат Анна Ставицкая, представляющая семью Политковской, сообщила, что в Генпрокуратуру направлено соответствующее заявление, чтобы установить источник разглашения и возбудить уголовное дело.
Напомним, 27 августа генпрокурор Юрий Чайка отчитался перед Владимиром Путиным и общественностью об арестах подозреваемых в громком убийстве. Фамилии арестованных прокурор не назвал, указав лишь, что среди подозреваемых есть члены чеченской преступной группировки и сотрудники силовых структур. Впрочем, одно имя было названо: начальник управления собственной безопасности ФСБ РФ Александр Купряжкин после пресс-конференции Чайки сказал, что один из арестованных – сотрудник УФСБ по Москве и Московской области подполковник Павел Рягузов. А 28 августа в газете «Твой день» появился полный список из 11 фамилий, из них было трое братьев Махмудовых, уроженцев Чечни: Тамерлан, Джабраил и Ибрагим. Их назвали исполнителями убийства.
Сергей Соколов заявил тогда, что эта утечка поставила следствие в тяжелое положение и может иметь своей целью развал дела. Как написала «Новая газета», оставшиеся на свободе преступники не знали «весь список», а после утечки они оказались в курсе основного направления расследования и могут скрыться.
На следующий день после утечки ситуация с арестованными еще больше запуталось. Под подписку о невыезде отпустили подозреваемых в слежке за Политковской, – Алексея Беркина и Олега Алимова. Кроме того, «Коммерсантъ» распространил информацию, что у еще одного подозреваемого – бывшего майора московского УБОПа Сергея Хаджикурбанова – есть алиби: на момент убийства журналистки он сидел в тюрьме. А Павел Рягузов, согласно тем же данным, содержится под стражей вообще по другому делу – ему вменяется превышение должностных полномочий, похищение человека и нарушение неприкосновенности жилища.
Обозреватель «Новой газеты» Юлия Латынина в эфире «Эха Москвы» выдвинула иную точку зрения относительно причастности Рягузова и Хаджикурбанова к убийству Политковской. «Факты заключаются в том, по мнению следствия, что некая чеченская банда, специализирующая на заказных убийствах людей, получила заказ на убийство Политковской. Через знакомого опера этнического отдела господина Хаджикурбанова и подполковника ФСБ господина Рягузова, обратилась к другой банде уже в погонах, которые организовывали слежку за Политковской и вообще пробивали ее адрес», – утверждает Латынина.
«Под свою ответственность и ответственность "Новой газеты"», обозреватель выдвигает версию о роли Хаджикурбанова в этой истории. «Господин Хаджикурбанов вышел на свободу в сентябре 2006 года, и это является очень интересным фактором, потому что госпожу Политковскую убили 7 октября 2006 года, – говорит Латынина. – Теперь спросите себя, каков бы ни был опер, какой бы ни был он преступник, негодяй и так далее, его в сентябре выпускают на свободу, в октябре, по версии следствия, он соучаствует в громком убийстве, которое очень опасно для всех его участников. Возникает вопрос: при каких условиях, какой сумасшедший опер, выйдя на свободу, так сразу поступит. Один из очевидных ответов: если его выпустили только за этим».
Между тем в понедельник, 3 сентября, Московский окружной военный суд по жалобе адвокатов признал арест Рягузова незаконным. Суд расценил приведенные в постановлении об аресте Рягузова основания как «предположения», которые не могут служить достаточным доводом для заключения под стражу. При этом Рягузов на свободу пока не выйдет, поскольку вопрос о его аресте будет рассмотрен заново.
Еще одна нестыковка существует относительно заказчика убийства Политковской. Генпрокурор Чайка утверждал, что к убийству могут быть причастны противники политики Кремля, проживающие за границей и желающие «возврата к прежней системе управления, где все решают деньги и олигархи». Однако в «Новой газете» считают, что заказчик все-таки находится в России. «Если говорить о заказчиках, мы не исключаем возможности опальных олигархов. Хотя та версия, которая, так скажем, лучше разработана, все-таки приводит нас к России», – заявил Соколов.
Сын Политковской Илья говорит еще больше. Он утверждает, что знает заказчика. По его словам, это «видный политический деятель, который пока еще на свободе». «И киллер тоже, кстати, на свободе», – говорит Илья.
Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена в лифте собственного дома в Москве 7 октбяря 2006 года. Убийство вызвало широкий резонанс как в России, так и на Западе, а сенсационности происшествию прибавило то, что это произошло в 54-й день рождения Владимира Путина.
Называлось множество версий убийства: месть милиционеров, которые после публикаций Политковской оказались в тюрьме или в розыске; месть Рамзана Кадырова – главного героя ее критических публикаций; или наоборот – заговор противников, стремящихся подставить Кадырова или Владимира Путина; месть бывших боевиков, перешедших на сторону федеральных сил; устранение националистами «врага русского народа». В Кремле убийство Политковской связывали с убийством Александра Литвиненко, заявляя, что оба эти преступления – провокация против российских властей.