будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна
Ролдугина Ирина

Главное – не отсвечивать и приготовить деньги

Одним из главных итогов Бесланской трагедии стал тезис о войне с террором и об ужесточения законодательной базы этой войны.

Еще не известно точное число жертв теракта в Бесланской школе, деньги, которые обещало государство пострадавшим, пока что до них не дошли до адресата, зато депутаты Государственной Думы уже обсуждают перечень из нескольких десятков законопроектов об ужесточении борьбы с терроризмом, которые им предстоит принять.

Коснутся эти законы не столько террористов, сколько простых граждан. Жизнь наша не просто усложнится, кажется, она станет еще невыносимее и еще “дороже”, станет ли от этого более эффективной борьба с терроризмом – вопрос остается открытым. Просто теперь, чтобы обходить поставленные барьеры террористам придется платить немного больше денег, а еще смертник, подрывающий себя в набитом людьми вагоне метро, должен будет помнить, что имущество его конфискуют, если конечно личность каким-то чудом установят.

Центральный документ из предложенного думцам пакета – законопроект “О противодействии терроризму”. Над текстом с таким названием голову ломали и Генпрокуратура, и ФСБ, представив в итоге свои варианты. Сроки, за которые были подготовлены законопроекты, позволяют предположить, что в обоих ведомствах работают не просто профессионалы, а гении. И Дума, и Генпрокуратура, и ФСБ во главе с министром Нургалиевым, понимают, что сейчас важен не столько эффект от действий, сколько сам факт их осуществления, такой незамысловатый психологический прием – мы что-то делаем, следовательно мы существуем.

После 11 сентября в Америке появилась новая система национальной безопасности, окрашенная в пять цветов (зеленый, голубой, желтый, оранжевый и красный) согласно уровням вероятности совершения террористических актов. Пятый уровень, красный цвет, означает, что нападения террористов ждут с минуты на минуту, такой опасности соответствуют экстренные меры защиты, фактически же в стране вводится военное положение: дороги перекрыты, общественные и государственные учреждения закрыты, передвижение граждан ограничено. Но перед этим, угрожающим красным пятым уровнем есть еще четыре уровня, каждый из которых характеризуется рядом специальных “профилактических мер”, предупреждающих любую террористическую опасность.

Каждый раз, когда дотошный полицейский проверяет у него документы, он, обыкновенный гражданин, твердо стоит на ногах – он знает на каком он цветовом уровне, какие проблемы его могут подстерегать, а чего точно не случится. Эта пятиуровневая цветная система, конечно, серьезно урезает в правах гражданина, но вы не чувствуете себя загнанным зверем в чрезвычайных условиях, он знает, что чрезвычайные условия наступят только с красным цветом.

Что же ждет нас после Беслана, который сравнивают с американским 11 сентября? Тоже новая система национальной безопасности, но построенная на иных принципах нежели американская, хотя враг у нас, говорят, один – “мировой терроризм.” Главное нововведение представленного в Думу законопроекта – третий особый режим (наряду с военным положением и чрезвычайным) – “режим террористической опасности”. Для того, чтобы власти объявили о начале такого режима не требуется ни вторжение извне, ни вооруженные неприятности внутри страны, достаточно “информации, свидетельствующей о возможной подготовке террористической акции.” То есть такой режим может быть введен хоть сразу же после принятия соответствующего закона. Продлится он сколь угодно долгое время, в зависимости, конечно же, от того, какую информацию получают спецслужбы, а у них в наличие тревожная информация есть всегда.

Этому особенному режиму соответствуют особые меры безопасности, которые включают ограничение передвижения на автомобиле, возможность введения комендантского часа, ужесточение практики оформления доверенностей на право вождения автомобиля (бумагу необходимо заверить у нотариуса, а он в обязательном порядке должен сообщить о проведенной им процедуре в органы), ужесточение пропускного режима в аэропортах - вас смогут снять с рейса в случае подозрительного поведения или подозрительной внешности, багаж ваш может быть подвергнут досмотру и в ваше отсутствие, опять же, если “есть основания полагать, что содержание багажа может создать угрозу авиационной безопасности”, в том случае, если вас обыскали, вскрыли и осмотрели ваш багаж, ничего запрещенного не обнаружили, но ваше выражение лица по-прежнему не внушает доверия сотрудникам милиции, то вас могут подвергнуть “углубленному досмотру, включая колоноскопию.”

Может серьезно ужесточиться и миграционное законодательство (бродит даже предложение о том, что если численность одной некоренной национальности превышает, например, 10% от общего числа жителей Москвы, то вновь пребывающих представителей этой ”избыточной” в регионе национальности регистрировать вовсе не обязательно). Усложняются до предела какие бы то ни было поездки, в том числе к родственникам или друзьям. Приезжающих таким образом людей предлагается отслеживать с помощью режима под названием “предрегистрация” – те, кому посчастливилось принимать гостей, в обязательном порядке в течение трех дней со дня приезда должны будут уведомить о них местную милицию, а затем уже зарегистрировать их по месту пребывания. В противном случае и гостей, и приветливых хозяев ждут серьезные неприятности.

Кроме того думцам вроде бы предлагают принять поправки и в Трудовой кодекс. Чтобы ловить террористов стало проще, предлагается разрешить работодателям отслеживать электронную корреспонденцию подчиненных, их телефонные переговоры, устанавливать за работниками видео-наблюдения – вдруг имеющийся среди них террорист погрозит в камеру пальцем.

Еще один важный пункт в законопроектах о противодействии терроризму, связан в Кодексом об административных нарушениях: предлагается приостанавливать деятельность организаций, которые “не выполняют требования по противодействию террористической”, то есть фактически вводится еще один вид узаконенного рэкета, потому что критерии, по которым будут определяться подобные организации-изгои, не известны и вряд ли их вообще предполагается прописывать.

Ощущение, которое остается от прочтения отрывков из предложенных законопроектов и от комментариев, сплошным потоком идущих в московской прессе, описать довольно просто – гнетущая давящая безысходность и четкое понимание, что жизнь в городе, жизнь в стране резко подорожает, вы сможете чувствовать себя нормально среди всего этого узаконенного хаоса только в случае возможности заплатить и избежать тупых и бессмысленных бюрократических проволочек, недобросовестности милиции и граничащей с воинствующим шовинизмом бдительности соседей по дому или по месту в вагоне метро.

Вас никто не пытается охранять, никто не будет напоминать вам о правах или об уровне опасности такого-то цвета, в жестоких условиях вы становитесь одним из возможных террористов, возможным пособником террористов, сочувствующим и еще бог знает кем. Все, что будет иметь для вас значение в такой ситуации, – навлекать на себя как можно меньше посторонних взглядов и быть готовым по быстрому ото всего откупаться.

Ролдугина Ирина
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).