Саммит «Большой восьмерки» в Петербурге завершился. Главной его темой стал кризис на Ближнем Востоке. Президент Владимир Путин призвал решать конфликт путем переговоров, «политико-дипломатическим методам урегулирования при центральной роли ООН».
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал к размещению на ливано-израильской границе международных миротворческих сил. Это предложение поступило от лидеров «Восьмерки» в воскресенье. А Путин отметил, что международный контингент может быть введен в Ливан только по решению СБ ООН и с согласия конфликтующих сторон. Кофи Аннан уже дал понять, что вопрос об отправке миротворцев в Ливан может быть передан в Совет Безопасности ООН. Впрочем, Израиль пока не в восторге от этой идеи.
В резолюции «восьмерки» о ситуации на Ближнем Востоке содержится призыв к немедленному прекращению насилия. Для этого, говорится в документе, требуется «прекращение террористических нападений на Израиль, немедленное расширение международного донорского механизма, созданного под руководством «квартета», возобновление сотрудничества по вопросам безопасности между палестинцами и израильтянами». Также лидеры G8 призвали Израиль к сдержанности.
Ситуация в Ливане не вышла из-под контроля, но нет уверенности, что возвращение израильских солдат остановит конфликт, заявил Владимир Путин на итоговой пресс-конференции саммита G8. «То, что она (ситуация) находится под контролем, это точно. Нам бы очень хотелось, чтобы похищенные люди были возвращены и было остановлено кровопролитие», – добавил Путин.
В целом же, как отмечают наблюдатели, саммит пошел не по тому сценарию, на который рассчитывала Москва. Незадолго до начала торжественного приема в Петергофе по случаю начала работы саммита G8 стало известно, что президент Ирана Ахмади-Неджад, несмотря на данные Путину обещания, отказывается принять предложения «шестерки» по ядерной программе. Кроме того, с каждым часом становилось все очевиднее – главные события происходят уже не в Санкт-Петербурге, а на Ближнем Востоке. Министр иностранных дел Сергей Лавров фактически обвинил Израиль в развязывании конфликта. Соответственно, несмотря на то, что уже на первом заседании лидеры «восьмерки» одобрили ключевые документы саммита, темы, вынесенные Россией для обсуждения – энергетика, образование и здравоохранение, – отошли на второй план.
Главная из предложенных Россией тем – энергобезопасность больших споров между лидерами в итоге не вызвала. Из итогового заявления G8 на эту тему следует, что провозглашается «закон трех Э»: энергобезопасность, экономический рост, экология, и предлагается «Санкт-Петербургский план действии» для достижения глобальной энергетической безопасности. Нашла свое место в заявлении и такая фраза: «Особенно важно, чтобы компании имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах».
Комментируя документ, председатель Еврокомиссии Ж.М.Баррозу подчеркнул, что российским энергетическим компаниям есть место на европейских рынках, так как действует принцип «равные условия для всех». А М.Т.Ванханен, премьер Финляндии, которая сейчас председательствует в ЕС, вообще предложил «не бояться проникновения российских компаний на европейские энергорынки».
Впрочем, из этого не следует, что сразу после саммита российские компании пустят на европейские рынки, поскольку документы «восьмерки» – это декларации, а не обязательства.
Канцлер ФРГ А. Меркель на итоговой пресс-конференции заявила, что у Германии нет опасений по поводу ее зависимости от энергопоставок из России. «Сейчас действительно формируется зависимость Германии и других европейских стран от поставок электроэнергии, и не только из России. В ходе обсуждения на саммите «восьмерки» вопрос отношений между Россией и Германией, Россией и Европой в этой сфере подробно не обсуждался», – сказала Меркель. По ее словам, несмотря на уверенность в России как в поставщике, Германия рассматривает сейчас вопрос о диверсификации своих источников электроэнергии.
Одним из негативных для России итогов саммита стало то, что, вопреки ожиданиям, соглашение с США о вступлении РФ в ВТО так и не было подписано. Главной причиной срыва переговоров стали разногласия по вопросу фитосанитарных норм. Теперь переговоры о ВТО переносятся на осень.