Сегодня хотелось бы поговорить о прошедшем на неделе с точки зрения простого обывательского здравомыслия. Вообще, современная публицистика снова скатывается к личной оценке, которую в погоне за «информашками» мы почти вытравили в начале девяностых. Отчасти тому способствует и совершенно новая блоговая культура, реабилитировавшая личное мнение. Теперь снова стало можно писать «я думаю», «мне кажется», потому что и другие кругом тоже «думают» и «им кажется». И я думаю: это правильно. Не то что бы информации вокруг стало слишком много, но она перестала прибавлять знание, умножая при этом скорбь. Для многих выводов и наблюдений теперь совершенно не нужно куда-то далеко ехать и публиковать секретные документы. В общем, успеть бы хотя бы озвучить то, что напрашивается само собой.
Впрочем, это отвлеченное соображение. А главное вот оно: один только президент наш, Дмитрий Анатольевич, дал нам на этой неделе столько информповодов, что их и за месяц не разгрести.
«Иду на прием»
Во-первых, вот его общение с народом по Интернету. Что является бы зафиксированным официально фактом, поскольку есть пресс-релиз, документ, и нет причин сомневаться. Но ты сидишь дурак-дураком и думаешь: «Интернет – в компьютере, то есть наблюдаем, фиксируем посредством прибора и органов чувств. Народ тоже в наличие, ходит по улицам, виден в окне, улицу вон метет. Вот только как же они скоммутировались-то – президент и народ, - чтобы обойти политического обозревателя?! В этом какая-то технологическая тайна».
Потому что о грядущем общении президента и народа сначала сообщили 16 ноября.
« Во вторник 16 ноября президент Дмитрий Медведев проведет общероссийский общественный прием в режиме интернет-конференции, пишет «Независимая газета». На связь с главой государства выйдут региональные приемные президента; их посетители смогут задать Медведеву волнующие вопросы и тут же получить на них ответы. Темы, которые будут подняты во время мероприятия, найдут отражение в третьем Послании главы государства».
Сам я услышал об «общественном приеме», когда ехал за рулем, по "Эху". И первое, что сделал потом – бросился смотреть сетку телевещания. Так вот, там не было никаких следов президента 16-го числа. Хотя, казалось бы, нормальная тележурналистика: поставить одну телекамеру рядом с президентом в момент, когда он тыкает в компьютер, а вторую – хотя бы в одной приемной. И вуаля – актуальный репортаж без особых усилий.
Но нет, «компьютерный мост» провалился в тартарары, и о нем мы не слышали вплоть до 22 ноября, а 22 ноября тот был явлен past perfect. При этом автор близкого и идеологическим кругам «Русского журнала» Константин Аршин, например, сообщил, что вообще-то, до сего момента у президента… не было приемных.
«Последней новинкой в этом действе стала видеоконференция, проведенная президентом России Дмитрием Медведевым 22 ноября. Данная форма проведения общения с народом была приобщена к знаменательному событию – открытию 83 общественных приемных главы государства…»
Иными словами, компьютерного приема граждан 16 ноября не состоялось по той простой причине, что не было… самих приемных Медведева, а оставались одни враждебные Медведеву приемные Путина, и «Дмитрию Медведеву даже пришлось дать специальное поручение по данному вопросу», то есть, как в 17-ом году, совершить ноябрьский переворот, захватить к 22 ноября все «приемные». Но вот как к этим перипетиям подключился народ – совершенно непонятно. Он как-то по собственным каналам – по телевизору же не объявляли - выяснил про захваченные приемные, пробил адреса и с утра 22-го занял очередь, чтобы задавать вопросы.
На сайте президента выложили видео компьютерного общения. Оно начинается следующим диалогом: «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В соответствии с Вашим поручением от 28 декабря 2009 года во всех субъектов федерации открыты 83 приема граждан…
МЕДВЕДЕВ. Приемных…
…Приемных граждан…»
А кончается оно следующими словами Дмитрия Анатольевича: «Теперь давайте начнем собственно прием граждан». И всё!
От самого приема документально поначалу осталась зафиксированной только одна драматическая сцена (потом ее, впрочем, заменили на более вменяемую расширенную версию): «К главе государства также обратилась жительница Пензы с просьбой посодействовать переводу её дома на индивидуальное отопление. Президент поручил в срок до 1 июля рассмотреть вопрос о ликвидации нерентабельных котелен и переходе на индивидуальное поквартирное отопление». Из чего параноидально настроенные аналитики даже предположили, что президента подставляют, понижаю того до… главного по котельным. Что это за президент такой, который дает тепло в пензенскую котельную?
Во что можно было бы даже и поверить, если бы в тот же самый момент успешно не «подставляла» премьера Путина его собственная путинская администрация, публикуя благодарность премьера «Транснефти», которая как раз пришлось на раздражающий народ коррупционный скандал!
Впрочем, мысль, что администрации повсеместно работают исключительно против своих боссов – это уже шизофрения. Или… Россия!
«Иду на Перестройку-2»
Тем не менее, все это мы пишем, скорее, симпатизируя Медведеву. Ибо в конце недели дела завернулись и еще круче. Захватив приемные Путина, Медведев через почему-то собственный блог, а не, скажем, через ТАСС, объявил о «новом застое», бронзовении правящей партии и необходимости «идти вперед».
Правда, и опустив на всякий случай графитовые стержни в столь атомно звучащий текст. С одной стороны, посетовав, что «у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе», а с другой, заявив, что «мы минимизировали риски манипуляций в ходе выборов». Из чего стало совершенно непонятно: собирается ли Медведев делать что-то еще или же чисто хвалится достигнутым.
Как всегда, сигнал получил диаметрально противоположные интерпретации. Одни стали утверждать, что Медведев объявил Перестройку-2. Другие, что все что угодно, но только не перестройку. Замечателен, синтез от Павловского.
По мнению Павловского, то не ни в коем случае ни перестройка, но решительная заявка на президентство в 2012 году с либеральной программой.
«Это рискованный шаг. Медведев обманул многие расчеты. Выясняется, что он не будет ни «вторым Путиным», ни «вторым Горбачевым». Он не пришел «сливать» страну, ее кадры и ресурсы. Но и не намерен донашивать старую путинскую шинель. Напротив, он заявляет миссию государственного устроителя России, намеренного завершить ее обустройство – национальное, правовое, конституционное. В речи Медведева усиливаются непутинские нотки – например, «я» вместо панибратского «мы» – он говорит «я определил метод и стиль этих реформ: они должны быть постепенными, но неуклонными». Это не просто тон, это новый образ президентской власти. Задающей направление, нормы и (главное!) – темп, которым двинется политическая система России. Прокладывая ей маршрут и натягивая вожжи, Медведев не откладывает в сторону кнут».
Интересна, по Павловскому, судьба Путина, таким образом, в медведевской космогонии. Нет, его не арестуют, как, наверное, многие рассчитывают, «Медведев попросту включил прошлые путинские решения в собственную повестку в качестве «подпрограммы». Но сама повестка другая».
Между тем, политическая система, кажется, все равно пошла потихонечку вразнос. Назначенец Медведева М.Федотов объявил о готовящемся законе, объявляющим НКВД преступной организацией и запрещающий замалчивание политических репрессий. И только на первый взгляд показалось, что Федотов с дуба рухнул. Кто такой закон напишет? Кто примет? Что будут делать внуки чекистов, чьи деды в мгновение ока окажутся преступниками? Потому что грызловская Дума, волшебным образов перенастроив свои политические мозги, вдруг спешно покаялась за катынское преступление и протянула руку дружбы антироссийской Польше. А заодно и отправила коммунистическую фракцию в очередное политическое гетто. Ведь тем, отстаивая правоту сталинских палачей, теперь потруднее будет бороться за социальное государство против капиталистов.
А вот еще один гордо зареял Буревестник – гламурный Парфенов. На церемонии награждения премией Владислава Листьева, он вдруг неожиданно прямо в глаза своим начальникам, как будто он какой-то Солженицын, а не Парфенов, бросил горькую обжигающую правду: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи!»
При этом Парфенов сильно волновался, читал по бумажке и у него тряслись руки, а теленачальники сидели с непроницаемым китайским видом. Теперь вся свободолюбивая либеральная общественность восторгается Парфеновым и гадает, закуют ли того прямо в кандалы. Но, с другой стороны, как же можно в кандалы?! Ведь мы идем вперед, и ХХ съезд уже на подходе.