будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Приморье регионы Владимирская область Хабаровский край выборы губернаторов
Июль 1, 2025
Страна
Петров Николай

Главы регионов после трудных выборов

Главы регионов после трудных выборов
800-600_2GaSN3L
Подготовка к процедуре голосования. Источник: / АГН "Москва" / фото: Авилов Александр

Трудности на выборах глав ряда регионов сказываются на работе новых губернаторов, утверждают политологи фонда «Петербургская политика». По их мнению, этих губернаторов ждут сложности с формированием команды (в том случае, если на выборах победили представители оппозиции), или же им будет мешать имидж технократов (который якобы присущ всем назначенцам президента). 

Как пишет газета «Ведомости», эксперты фонда объясняют это тем, что оппозиционеры всерьез не прорабатывали сценарий действий на случай победы. Разбирая действия победивших на выборах во Владимирской области и Хабаровском крае кандидатов от ЛДПР Владимира Сипягина и Сергея Фургала, эксперты отмечают, что Фургал использует кадры из прежней администрации, а Сипягин пока не назначает никого, так как не может назначать и увольнять заместителей без санкции депутатов Заксобрания.

 
Владимир Сипягин / ldpr.ru

Эксперты также выказывают предположение, что если кадры обновятся не слишком серьезно, региональные элиты могут сделать вывод, что поражение губернатора на выборах не означает проблем для них, а потому мобилизация для обеспечения победы на выборах глав регионов в 2019 году может осложниться. Кроме того, по мнению экспертов, временно исполняющим обязанности губернаторов предстоит до следующих выборов проделать работу по обновлению имиджа региональной власти.

О том, действительно ли проблемные выборы порождают последствия в виде трудностей формирования команды главы региона, а также о том, влияют ли на ситуацию особеннсоти имиджа технократов, который якобы присущ всем президентским назначенцам, и о том, как именно врио губернаторов могут обновить имидж региональной власти, с «Полит.ру» поговорил Николай Петров, профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ).

 
Николай Петров

«Я пока не видел сам доклад «Петербургской политики» – его только сегодня повесят на сайте; по-видимому, на день раньше дали в издания. Но по тому, что я видел и что происходит в регионах, я бы обратил внимание на несколько моментов.

Во-первых, Кремль сам себя загнал в тупик, когда стал реализовывать модель выборов, где все соперники действующего губернатора играют как бы понарошку. То есть это не те люди, которые способны реально управлять регионом, а в своем роде картонные соперники. И когда вдруг протестное голосование приводит к тому, что на выборах проигрывает глава региона, то его картонный соперник оказывается не в состоянии ни сформировать команду, ни предложить стратегию, ни что-либо еще. Потому что голосовали, в общем-то, не за него – а против действующей власти.

И, видимо, неслучайно из четырех регионов, где трудности  выборами имели место, Кремль по сути позволил кандидатам от ЛДПР в двух регионах выиграть выборы, а кандидаты от КПРФ остались в подвешенном состоянии, и по крайней мере в одном из регионов Кремль будет активно стараться не дать им выиграть выборы. Это обстоятельство, как мне кажется, связано с тем, что кандидаты от ЛДПР – это абсолютные одиночки, это средней руки бизнесмены, которые купили место и цвета ЛДПР, а сама ЛДПР как структура ничем им помочь не может.

 
Г.Зюганов, В.Жириновский и В.Путин / YouTube.com

В этом смысле Кремль может быть спокоен: в случае победы кандидатов от ЛДПР к власти чисто номинально приходят люди, у которых нет и не может быть команды и которые так или иначе должны полагаться на тех, кого им предложат. То есть, большого риска нет, и будут ли они постепенно превращаться в реальных руководителей регионов или будут оставаться руководителями номинальными, ничего кардинально в регионе с их приходом не поменяется. В том числе не может происходить и смены верхушки элит, которые обычно увольняют со сменой губернатора. А тут «скамейки запасных» нет и быть не может.

У КПРФ ситуация принципиально другая. Поэтому то, что говорится о новых губернаторах, надо относить к тем новым губернаторам, которые пришли к власти по новой модели, той, при которой все они были: а. абсолютно опереточными, а не реальными кандидатами. б. речь идет именно о двух губернаторах от ЛДПР, которая, со своей стороны, является партией «лидерской», и кроме Жириновского она, в общем, ничего не имеет.

 
Митинг в Ярославле / kprf.ru

Для КПРФ ситуация отличается принципиально, и КПРФ способна, безусловно, обеспечить в случае победы своих губернаторов командами – и на основе тех команд, которые у КПРФ уже работают в регионе (у нас, напомню, есть два губернатора-коммуниста и один мэр крупного города, Новосибирска), и на основе тех кадров, которые у КПРФ имеются. Это более справедливо, видимо, в отношении Хакасии (потому что Коновалов – молодой и яркий коммунист без опыта управленческой, хозяйственной деятельности, но тут ему помогут однопартийцы) и менее справедливо в отношении Приморья (Ищенко сегодня не идет на выборы как кандидат от КПРФ).

Я бы сказал, что Ищенко как самовыдвиженец выгляжит похожим на тех кандидатов от ЛДПР, которые победили в Хабаровском крае и во Владимирской области. То есть как средней руки и странной бизнес-биографии человек, у которого были какие-то банкротства в строительных компаниях. Но в случае, если бы его победу, когда он выдвигался от КПРФ, признали, партия, безусловно, предложила бы ему помощь в формировании команды и могла бы эту помощь оказать.

А когда мы говорим о губернаторах, которых назначил Кремль, то не совсем правильно считать их этакими одиночками-технократами. Это не просто люди, а люди, за которыми стоят корпорации. И в известном смысле есть ответственность корпораций, а не этих людей лично, и в формировании команды, и в управлении регионами. В этом смысле тоже какого большого риска тут нет. Риск я в этой ситуации вижу лишь связанный с тем, что до сих пор (и мы видим это по последним назначениям) Кремль вместо того, чтобы выбирать из сильных местных представителей, а там есть из кого выбрать, назначает «варягов».

 
Оркестр в Кремле / АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

Понятно, что когда представители местных элит получают власть, они не могут быть стопроцентно лояльными Кремлю и игнорировать интересы региональных элит. Но мне представляется порочной та модель, которая реализуется в последнюю пару лет – когда Кремль назначает «варягов», людей, которые по определению не имеют ни корней, ни связей, ни опоры в своем регионе. Проблема даже не в них лично, а в том, что соответственно формируется их команда. Если приходит человек, который никого не знает на месте, то он старается зазвать к себе в регион людей, на которых может положиться – и которые тоже не имеют связей в региональной элите. Поскольку он опасается, что региональная элита имеет свои интересы, а он как новичок не сможет ею управлять.

Так возникает конфликт, который в спокойное время, когда все были довольны и выборы проходили «на ура», не проявлялся, а в состоянии протеста стал заметен. А этот протест и дальше не будет уменьшаться – скорее, он будет нарастать. И мне кажется, что потребуются изменения самой модели, причем не просто модели выборов (хотя и ее тоже), но и модели назначения губернаторов.

А что до изменения имиджа региональной власти, которая ставится перед врио губернаторов как задача… Это такой чисто политтехнологический расчет: Кремль смотрит, кто их глав регионов имеет наибольший антирейтинг, и заменяет его на абсолютно неизвестного никому человека. Тем самым как бы обнуляют все претензии к власти, потому что к новому человеку какие могут быть претензии? И некоторое время у этого человека длится своего рода «медовый месяц», когда старых претензий уже нет, а новых еще не появилось, поскольку сам он себя пока никак не проявил.

Считается, что в этой ситуации ему относительно легко выигрывать выборы. Потому что люди не  имеют никаких возражений против нового человека, которого они не знают», – сказал Николай Петров.

Петров Николай
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).