"Советник президента России Сергей Глазьев в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что "Для жителей Украины может быть введен визовый режим в случае подписания страной соглашения об ассоциации с Европейским Союзом", – сообщили Агентства и снова наврали.
Потому, что агентства все никак не выучат: Украина не вступает в ЕС, с ней в ноябре могут подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС. А это очень сильно разные дела и никакие визы там сейчас маячить не могут. Однако в целом дух заявления С.Глазьева передан верно. Интересна была уже и его подача сообщения. Оно было мало рассудочным, зато – исполнено чувств:
"Украина – большая страна, которая с нами всегда жила вместе, и нам даже трудно себе представить, что вдруг оборвутся эти тысячи кооперационных связей, появится визовый режим на границах, и, как в кошмарном сне, мы будем вспоминать, что творилось во время грузинского конфликта, когда тогда явно враждебная нам власть направляла украинских специалистов воевать с российскими солдатами".
Вообще, прекрасный аргумент: "всегда жила с нами", да. "Мы же привыкли отдыхать на Рижском взморье". Надо полагать, это и был основой пункт переживания Глазьева. Всегда жила, а теперь не хочет и не живет. Л.Д.Кучма лет 10 назад написал неплохую книжку, "Украина - не Россия", мог бы хоть ее прочитать.
О визах: "Хотелось бы этого (их введения) избежать всеми силами. Вместе с тем, мы должны понимать, что у каждого интеграционного процесса есть своя логика…". Тут нюанс: данные слова С.Глазьева идут наперекор выступлению его шефа, В.В.Путина, который пару дней назад на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС сказал, что он против введения виз в рамках борьбы с нелегальной миграцией в рамках СНГ: "Визовый режим в рамках СНГ будет означать, что мы отталкиваем от себя бывшие республики Советского Союза. Нам нужно не отталкивать, а приближать. Но нам нужно делать этот процесс более цивилизованным".
И ни о каком влиянии ЕС и т.п. на данную ситуацию Путин не упоминал. Мало того (это другая тема, но все же) Путин сказал и вовсе удивительную (в сравнении с его недавней риторикой) вещь: что "возможное подписание Украиной договора о свободной торговле с ЕС не повлияет на отношения с Россией в политической сфере". И даже подписание Украиной Соглашения об ассоциации в целом для него теперь не так ужасно. Ну да, оно "Может создать определенные проблемы в торговом обороте и кооперации. Все это вместе какой-то ущерб в экономической сфере может нанести, но у нас не будет никаких проблем в политической сфере, я уверен".
А Глазьев держится своей, фактически – уже анти-путинской линии. Хотя, конечно, вряд ли в этом тандеме на украинскую тему есть противоречия. Просто Саммит АТЭС не лучшее место для угроз в адрес других стран. Тем более, что критика России за ее поведение в отношении Украины была вполне международной. А вот глазьевское обоснование неизбежности введения виз:
"Если мы в рамках Таможенного союза отменим паспортно-визовый контроль. Дальше возможно возникнут более жесткие требования к тем, кто в этот режим не вошел. То есть это формально может и не привести к введению виз с Украиной и другими государствами, которые не стали участниками нашего объединения. Но, исходя из логики интеграционного процесса, такая угроза существует. Если Украина войдет в Шенгенскую зону с большинством стран ЕС, а у нас (России) по прежнему будет отсутствовать безвизовый режим с ЕС, то европейцы вынудят Украину ввести визовый режим".
Ну в общем, он, что ли, до сих пор не знает, что ни о каком немедленном вступлении Украины в ЕС и, тем более, в шенгенскую зону, речи нет. Возможно, он это говорит впрок, да только когда для Украина речь зайдет о Шенгене, то это будет уже другая история, о Глазьеве тогда уже и не вспомнит никто.
Ну и до кучи
Вообще, Глазьев на интервью "Эху Москвы" мельчил. Например, рассказал, что если бы не поддержка России, то Партии Регионов не было бы. Но вот детали или же – как говорил его шеф - "имена, пароли, явки, имена" не предъявил. Дело понятное: Глазьев тут не в теме. Когда делалась Партия Регионов, он сам создавал себе партию - "Родина". Так что детали ему неизвестны, он так, в сердцах:
"Та политическая сила, которая сегодня находится у власти в Украине, она прошла под лозунги сближения с Россией. Более половины их избирателей жестко ориентированы на присоединение Украины к Таможенному союзу с Россией, судя по их украинским социологическим опросам. Та политическая сила, которая сегодня у власти, опиралась на нашу поддержку. Не было бы нашей поддержки – не было бы этой политической силы".
Откуда он взял, что Партия Регионов возникла исключительно за счет лозунга сближения с Россией – неведомо. Тем более, что, собственно, уж 10-то лет, как минимум, партия существует и, значит, на уход от исходных позиций можно было обратить внимание и раньше.
Дальше был вывод, который больше напоминал истерику (опять же, совершенно непонятную, учитывая, что В.Путин на саммите АТЭС публично признал за Украиной право на выбор стратегии). Глазьев прямо обвинил кого-то в руководстве Украины в предательстве: "Нам не то чтобы обидно, нам за них страшно, потому что страшно себе представить, что будет с этими политиками, поскольку, когда их избиратели поймут, что… они не нас (Россию) "кинули", они своих избирателей "кидают". Это будут их проблемы… Жалко людей". Ну вот, а после этого – для баланса и гармонии - о визовом режиме.
У него была еще одна смешная тема. Оказывается, на Украине Соглашение об Ассоциации вообще не читали (ну и не писали – получается, типа им принесли все уже расписанное. причем – только на английском). То есть, буквально:
"Мы взяли соглашение у наших коллег из Брюсселя на английском языке, сделали перевод на русский, украинские министры с большим интересом его прочитали, когда я им дал. Они до этого не читали текста - там переговорщики были, конечно, но переговорщики не докладывали, по всей видимости, своему руководству, и как-то дело шло на их усмотрение. Это те самые переговорщики, которые втягивали Украину во Всемирную торговую организацию, оплачиваемые, из зарубежных фондов технической поддержки".
Вывод: "Эти люди просто по своей сути были ангажированы. Для них была задача согласовать документ как угодно, лишь бы поскорее. И вице-премьер украинский, который парафировал текст этого соглашения в декабре 2012 года на английском языке, английским не владеет. Поэтому, вопрос как он мог взять на себя ответственность парафировать текст, который прочитать он не может… Это все очень удивительные вещи, которые в нашей стране происходить не могут, а там могут".
Еще один вывод: "Украинская политическая верхушка настолько тесно связана с олигархическим украинским капиталом, что бизнес-интересы превалируют. Превалируют настолько, что некогда даже прочитать соглашение. Им кажется, что если они вступят в ассоциацию с ЕС, то деньги, которые они вывезут в ЕС, будут легализованы, что является заблуждением…".
Круто же: бизнес-интересы превалируют настолько, что там даже сдоговора не читают. Ну а последние слова – римейк. Месяц назад, 10 сентября на том же "Эхе" Глазьев сообщил, что "представителям украинской элиты пообещали 30 млрд долларов за подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом". А затем как бы эту элиту обломал одним абзацем.
Для советника президента РФ уровень аргументации был великолепен, как всегда:
"У меня был в Киеве разговор с одним очень информированным человеком неделю назад. Он приехал ко мне и говорит: "Ты не расстраивайся, они все-таки подпишут это соглашение об ассоциации. У них же счета за рубежом, у них там дома, имущество, капиталы. Знающие люди им показали, что эти счета известны. Есть такая процедура — борьба с отмыванием незаконно полученных доходов. Инструменты борьбы с незаконно полученными доходами будут в отношении украинского политического истеблишмента применены по полной программе".
И об искусстве
Вообще, все это об искусстве. Отношения Украины с ЕС резко улучшились после того, как Россия принялась проводить тренировки на таможне с Украиной. Далее известно: все заговорили о политическом давлении на Украину из-за ее евровыбора, отчего дело с Соглашением пошло живее – там согласились, что подписывать в любом случае, а с деталями разбираться уже после.
Так что уже в начале сентября среди украинской общественности возникла идея: поставить памятник Путину, а чуть впереди, перед постаментом, сидящего в задумчивости Глазьева: как главным помощникам в деле продвижения Украины в ЕС. А воздвигнуть памятник, конечно, на Европейской площади - там как раз в центре пусто, одна лишь круглая клумба.
Теперь, после этого интервью Глазьева, памятник становится абсолютно неизбежным.