будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия
Июль 1, 2025
Страна
Петров Николай

Глоссарий. Николай Петров. Региональная политика

Глоссарий. Николай Петров. Региональная политика
petroff
Николай Петров

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Глоссарий», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели, деятели культуры и общественные деятели попытались дать свое определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Николай Петров, профессор и руководитель Лаборатории методологии оценки регионального развития НИУ ВШЭ. Региональная политика

Нельзя сказать, что в советское время регионы не играли вообще никакой роли, но их роль, особенно их политическая роль,  была очень и очень невелика. Были какие-то региональные кланы – мы все помним днепропетровский клан и ряд других, но они были связаны просто с генезисом той или иной группировки, которая находилась у власти с опорой на людей, которые с ранних пор окружали соответствующих лидеров. В 1989 году с выборами Съезда народных депутатов СССР ситуация изменилась, но главным региональным измерением изменений был уровень союзных республик. Не так заметны были российские регионы, как были заметны союзные республики, и началась очень серьезная борьба, перетягивание каната между союзными властями и властями республиканскими. В частности, она заключалась в том, что в советское время предприятия были организованы главным образом по крупным союзным министерствам, и эти министерства выступали как большие корпорации. И интерес союзной республики – в данном случае, России – заключался в том, чтобы перетянуть как можно больше предприятий из юрисдикции союзных министерств в российскую юрисдикцию, российских министерств. Российская власть как таковая тогда не являлась властью.

Формально был российский МИД, но это не была какая-то серьезная структура, а из предприятий промышленности в ведение РФ первоначально входили только главным образом предприятия местной промышленности. Все более крупные, более серьезные предприятия, имели союзное подчинение. В процессе борьбы между Горбачевым, представлявшим союзную власть, и Ельциным, который представлял российскую власть, начали возникать как самостоятельные акторы, некоторые российские республики, поскольку уравновесить требования со стороны РФ союзный центр хотел, привлекая в качестве подписантов Союзного договора не только российскую власть на уровне РСФСР, но и власти отдельных республик, таких, как Татарстан, Башкорстан и так далее. Все остальные регионы, особенно собственно русские области и края, выглядели тогда единой массой. В 1991 году СССР распадается, Союзный съезд исчезает, и органом власти становится Российский съезд. И это уже способствовало очень серьезному проявлению, в том числе, и региональных интересов. До этого региональные интересы могли выражаться формально, политически они были не очень представлены в центре, а со времени работы российского Съезда, который был избран в 1990 году, возникают две палаты, и одна из них – верхняя, – которая представляли интересы российских регионов.

Очень важно, что в верхней палате равное представительство имели российские области и края, на долю которых приходится, наверное, ¾ избирателей, и разного рода образования, имеющие статус либо республики, либо автономной области или округа, и так далее. Это очень важно, что так называемые «этно-территориальные образования» имели в верхней палате российского Верховного Совета, так же как и Съезда народных депутатов, не просто блокирующий, но контрольный пакет. То есть у них есть 50% голосов, и значит, без их поддержки никакие серьезные изменения, включая Конституцию, приняты быть не могут. И в первое время, когда Россия стала уже самостоятельным государством, когда велась активная работа над проектом российской Конституции, это 50х50 распределение голосов в верхней палате фактически блокировало любые изменения, которые делали бы Россию не просто этнофедерацией, но федерацией равноправных регионов. То есть республики, как и другие этнические регионы, не были заинтересованы в том, чтобы их роль, их значение уменьшались. И до 1993 года, когда был расстрелян Белый дом, существенных подвижек в плане принятия другой Конституции быть не могло. В результате был принят президентский проект Конституции, в котором уже 50-процентный «пакет» этнотерриториальных образований в составе России был размыт, и поэтому не случайно, что на голосовании в декабре 1993 года Конституцию фактически в республиках не приняли, то есть проголосовало народу меньше 50%. А где-то, как в Татарстане, голосования практически не было на выборах декабря 1993 года. Значит, вот Конституция принята, формально регионы имеют почти равный статус.

Но есть проблемы, связанные с тем, что где-то голосование вообще не прошло, где-то есть избранные напрямую лидеры республик, как в Татарстане, где президент был избран одновременно с российским, и Москве нужно каким-то образом решать проблему. Она вначале затевает процесс подписания трех федеративных договоров – одного для республик, одного для автономных областей и автономных округов, и одного – для промежуточных образований. Его подписывают. Но, опять-таки, договор не подписывает Татарстан, не подписывает Чечено-Ингушетия, и с очень большими оговорками подписывает Башкортостан. В качествен инструмента, который должен был помочь включить в политическое пространство этих «неподписантов», была выбрана тактика двусторонних договоров, и в 1994 году появился первых договор о разграничениях полномочий и предметов ведения органов власти Российской Федерации и органами власти республики Татарстан. С Чечней тогда так и не получилось заключить договор – была одна война, потом – вторая. Сейчас этот договор существует, в то время как все остальные договоры – одни до истечении срока, другие по истечении срока завершили свое существование.  В нашей нынешней Конструкции только есть новый договор с Татарстаном, слабее, чем предыдущий, и договор с Чеченской Республикой. Договоры стали очень привлекательным политическим инструментом, и поскольку федеральный центр все время решал задачи привлечения на свою сторону региональных властей, эти договоры стали активно распространяться, и к концу 90-х их было подписано почти шесть десятков. При этом часть из них имела какой-то большой смысл, как татарстанский, а часть была просто формальностью. Но, тем не менее, это был способ выстраивания или сохранения асимметричной федерации, где, в зависимости от мощи какого-то региона, а эта мощь далеко не всегда определялась экономическим потенциалом, она могла быть связана с политическими возможностями лидера того или иного региона, центр выстраивал с этим регионом отношения по какой-то особой схеме.

Очень важным вопросом во взаимоотношении федерального центра и регионов является избрание региональных властей. Центр не особо заинтересован в том, чтобы региональные лидеры прямо избирались и были автономны и легитимны, не сильно зависимы от федерального центра. Тем не менее в процессе политического торга на это приходилось идти, вначале приходилось закрывать глаза на то, что регионы самочинно избирали лидеров – как Татарстан в 1991 году, – а потом это было предметом политического торга. В 1993 году выборы прошли в нескольких регионах, где Ельцин назначил глав, которых в штыки приняли региональные советы и, чтобы избежать «клинча» между избирательной и исполнительной властью, в виде исключения в этих регионах были разрешены выборы, которые практически повсеместно привели к замене глав регионов. В 1995 и 1996 годах прошли уже массовые выборы региональных властей. Это было связано с тем, что федеральному центру нужна была помощь региональных лидеров в федеральных выборах 1995 и 1996 года. И таким образом в 1996 году мы получаем уже не только переизбранного президента и избранную годом ранее Госдуму, но мы еще и региональные власти, которые имеют самостоятельную легитимность и которые возглавляют сильные представители региональных элит. А уже с 1993 года, после принятия Конституции, мы имеем еще и Совет Федерации, который вначале составляли избранные депутаты, а после истечения двухлетнего переходного периода в Совет Федерации по положению, по своей должности вошли губернаторы и спикеры Региональных парламентов. Таким образом, регионы были представлены максимально сильно и на уровне федеральной представительной власти, потому что если регион представляет губернатор, то это  почти исключает возможность манипулирования его поведением в качестве сенатора и почти исключает возможность договориться с ним, чтобы он проголосовал вопреки интересам региона и своим личным.

У нас самый сильный Совет Федерации как орган представительства регионов был в 1993–95 годах, когда это были избранные люди, и с 1995 до того, как Путин провел антифедеральную реформу в 2000 году, поскольку это были сильные губернаторы и сильные спикеры. Нельзя сказать, что это сильно ограничивало Кремль, потому что всегда в стране, которая живет за счет ресурсных доходов, есть некоторое количество регионов, которые условно являются донорами, и гораздо большее количество регионов, которые являются реципиентами. Поэтому всегда можно было в Совете Федерации выстраивать коалицию слабых лидеров слабых регионов против менее многочисленных сильных лидеров сильных регионов, что Кремль и делал, хотя это и было не так просто. И в какое-то время Совет Федерации стал представлять собой серьезную угрозу для Кремля. Но он к тому же сыграл позитивную роль, когда в 1998 году после кризиса популярность президента резко упала, когда Примаков стал председателем правительства, и именно тогда Совет Федерации как сильный и легитимный орган поддержал, сохранил политическую систему, поскольку у Ельцина не было абсолютно никакой популярности. И без Совета Федерации, без его легитимности режим мог бы не устоять. А дальше ситуация развивалась понятным образом: к моменту приближения ухода Ельцина, его выборов, которые должны были состояться в 2000 году, региональные элиты сколотили мощную коалицию в надежде получить власть.

Тогда это были две крупные партии, которые поддерживались региональными лидерами. Одна называлась «Отечество», и ее возглавлял мэр Москвы Юрий Лужков, вторая называлась «Вся Россия», ее возглавляла коалиция республиканских лидеров в составе Минтимера Шаймиева из Татарстана и некоторых других. Центр, в свою очередь, тоже пытался завербовать на свою сторону региональных лидеров, это был проект Березовского, который вначале назывался «Медведи», потом – «Единство», и который был призван сохранить власть в руках правившей тогда группы, это была «с»емья. Этот проект в конечном счете удался и выборы 1999 года, которые проиграла эта «региональная фронда», стали началом очень серьезного этапа рецентрализации и дефедерализации страны. А главным содержанием 90-х годов была такая квазифедерализация. Она осуществлялась спонтанно, она осуществлялась ad hoc, индивидуально с каждым регионом составлялись какие-то договоренности, эта федерация была очень «кривой», но, тем не менее, это были какие-то элементы федерализма, которые в 90-е годы в стране возникли и окрепли, а начиная уже с 2000 года, стали демонтироваться. 

Петров Николай
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).