Ростовская активистка из «Открытой России» Анастасия Шевченко проходит по первому в России уголовному делу по статье 284.1 УК — сотрудничество с нежелательной организацией. С 23 января она находится под домашним арестом. Во время ареста Шевченко умерла в реанимации ее дочь, которая находилась в интернате для детей с особенностями развития. Суд запретил матери навещать подростка. Правозащитный центр «Мемориал» признал Шевченко политзаключенной.
Организаторы «Марша разгневанных матерей» анонсировали его проведение в 14 российских городах, а также в Тель-Авиве и Торонто. Власти не согласовали марши в Москве и в Чебоксарах.
В Петербурге полицейские потребовали от участников акции разойтись.
Марш матерей начинается в Петербурге. Человек 150. Полиция предупреждает, что может применить физическую силу и «спецсредствА» pic.twitter.com/wimEo2VfQk
— Арсений Веснин (@ars_ves) 10 февраля 2019 г.
Сначала задержали двух участников — Алексея Толстого и Дмитрия Скурихина, активиста «Открытой России». Также полицейские забрали Дмитрия Дорохина, Марию Кожеватову и Ирину Богдановскую.
Задержали человек 7 пока pic.twitter.com/DGDSXj541w
— Михаил Роскин (@Roskin_M) 10 февраля 2019 г.
Задержан еще один человек с плакатом против «путинского режима». Всего задержаны семеро.
Тем временем на марше материнского гнева в Санкт-Петербурге идут задержания и достаточно жесткие. Изначально ОМОН взял в кольцо журналистов, но после небольшой перепалки выпустили.
— george markov (@pixsl_markov) 10 февраля 2019 г.
Очень жёстко и со второго раза задержана Светлана Уткина, организатор митинга. pic.twitter.com/hl0btL2TgY
В северной столице участники шествия решили изменить изначальный его маршрут и пройти по улицам без лозунгов.
Вышли на Невский pic.twitter.com/j9iwjXSTU8
— Арсений Веснин (@ars_ves) 10 февраля 2019 г.
В Москве же во время сбора участников в Новопушкиском сквере к ним подошли активисты SERB. Началась потасовка. Как сообщили очевидцы, полиция задержала только ее участника со стороны протестующих. Позднее, однако, задержали и сторонника SERB.
Всего задержаны двое участников акции — Михаил Кригер и Максим Пряхин, они находятся в ОВД по Тверскому району. Им вменяют мелкое хулиганство. Там же — как минимум трое активистов НОД, которых также задержали на марше.
Пока весь мир живет в 2019, Россия перенеслась в 3019. Иначе как объяснить механический голос полицейского на питерском марше материнского гнева? pic.twitter.com/7PFsw31GGu
— МБХ Медиа (@MBKhMedia) 10 февраля 2019 г.
Уже после марша в Москве задержали еще десять человек — активистов «Левого сопротивления». Они вышли на одиночные пикеты на Пушкинскую площадь под лозунгом «Они достали». Вместе с ними также задержали активиста движения SERB, который пытался отобрать плакаты у протестующих.
В Екатеринбурге, Пензе и Кирове «Марш материнского гнева» обошелся без задержаний, так как акция была согласована с властями.
«Сначала срок за выражение мнения, потом расстрел за мысли?». В Саранске активисты вышли на акцию в поддержку Анастасии Шевченко. Фото: «МБХ Медиа» pic.twitter.com/Rim2w0dCE1
— МБХ Медиа (@MBKhMedia) 10 февраля 2019 г.
А вот организатор акции в Махачкале Наталья Захарова рассказала, что перед началом марша в ее квартиру пытались проникнуть полицейские, хотя там не было никого кроме детей.
Все очень любят спорить о численности акций. Вот непрерывная съемка от начала до конца марша материнского гнева. Посчитайье по головам. pic.twitter.com/QJPx8tXAmY
— Грани.Ру (@GraniTweet) 10 февраля 2019 г.
Организатор марша в Петербурге Светлана Уткина, которую также сегодня задержали, так прокомментировала идею акции: «Мы эту акцию не согласовывали. Мы даже затрудняемся назвать это акцией. Это марш. Мы просто собираемся и выражаем свое отношение к происходящему. Мы – гневные матери. У нас детей забирают, дети умирают. Мы просто хотели бы поддержать Анастасию Шевченко и всех людей, которые попали в такую ситуацию».