будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Страна
Усыскин Лев

Голландские пушки русской Реформации

17 марта 1675 г. в Соловецкоммонастыре имел место Большой Черный Собор – заседание высшего органа управленияобителью: собрания монахов и мирян, уполномоченных решать самые важные вопросымонастырской жизни. Повестка дня была на этот раз не слишком насыщенная:выясняли обстоятельства и виновников недавнего пожара, а кроме того –возмутительный факт: некоторые священники монастыря были уличены… в молении зацарствующего монарха – Алексея Михайловича Романова! С точки зрения Собора это занятие,обязательное на всей прочей территории Московского государства, напротив, былопопросту преступным, ибо шло вразрез с прежним решением этого самого ЧерногоСобора, сотворение подобных молитв запрещающим. Да и как могло быть иначе: ведьверные стрельцы этого самого царя Алексея уже восемь лет как держали монастырьв самой настоящей военной осаде, обстреливая его из пушек, возводя осадныеукрепления, блокируя подвоз к монастырю продовольствия. И, напротив,подвергаясь ответному артиллерийскому обстрелу со стороны осажденных и неся приэтом потери.

В богатое на бунты тридцатилетнеецарствования второго Романова это восстание – длившееся без малого девять лет –вооруженное неповиновение крупнейшего на Севере монастыря – является,по-видимому, наиболее экзотическим не только в виду своей продолжительности.Ибо, во-первых – восстали русские люди, а не покоренные инородцы илиприсоединенные жители Украины. Во-вторых – восставшие четко и недвусмысленнопродемонстрировали антицарскую направленность движения. В-третьих – это былонаиболее организованное во внутреннем плане сопротивление, имевшее сложнуюсистему институций для принятия решений, правильную внутреннюю отчетность,должностную иерархию, финансы, артиллерию, даже кое-какой флот и пр. В-четвертыхже и в главных – этот мятеж был движим только и исключительно идеологическимиматериями: никаких иных поводов и целей ни Соловецкое восстание, ни егоучастники не явили.

Проще всего сказать, что идеологиейвосстания было старообрядчество: сопротивление реформе некоторых элементовцерковной обрядности, проводимой патриархом Никоном и его последователями сконца 1652 г.Соловецкий монастырь не принял новшества, продолжил практиковать старые обычаи,и в этом содержание конфликта.

Все, вроде бы, так. Так – да несовсем. Дабы убедиться в этом, приведем здесь краткую хронологию восстания, нопрежде – два слова о самом монастыре.

Основан он был в самом начале ХV века, однако подлинный егорасцвет приходится на век следующий, особенно на то время, когда настоятелеммонастыря был Филипп Колычев – тот самый будущий митрополит Филипп, замученныйГрозным. Как бы то ни было, обитель стала – наряду с Холмогорами и, позднее,Архангельском - важнейшим местом Северной России - важным опорным пунктомобороны и первостепенным духовным центром региона. Кроме того, традиционно вмонастырь ссылали царских преступников – одновременно не более несколькихдесятков. К середине ХVIIвека Соловецкий монастырь был, по сути, еще и крупнейшем экономическимсубъектом региона – ибо владел множеством деревень с крепостным населением,рыбными ловлями, соляными варницами и всяческими иными приносящими доход вещами– порой, весьма от него удаленными географически. Разумеется, монастырь был богати, так сказать, в профильном отношении: имел уникальную библиотеку, а такжебогатейшее собрание предметов богослужебного обихода из драгоценных металлов икамней. Население монастыря к началу восстания составляло несколько сотен –возможно, до тысячи – человек: монахов, послушников,  мирян-"трудников" ,"слуг", ссыльных и пр.

Теперь – собственно, ход событий.Никонианская реформа обряда, понятно, принята не была с самого начала – вобщем, все к этому располагало: и традиционно-отрицательное отношение к самомуНикону, некогда со скандалом покинувшему Анзерский скит на соседним смонастырем острове, и еще более негативное отношение к бывшему соловецкомуссыльному, а ныне – правой руке Никона, Арсению Греку. Кроме того, среди самихсоловецких монахов кипела довольно интенсивная интеллектуальная жизнь,позволявшая, вообще говоря, составлять и собственное мнение по богословскимвопросам. Это, по большому счету, и было самым важным моментом, обычноускользающим от внимания исследователей Раскола, полагающих его лишь "конфликтомнового с традиционным". Видимо, само русское общество – его образованнаячасть, по крайней мере, – было тогда "беременно" некоторым новымотношением к вере. Подразумевавшим, в частности, право судить самостоятельно обогословских проблемах, не полагаясь слепо на мнения вышестоящих чиновцерковной иерархии. И как раз реформы Никона, вводившиеся чистобюрократическим, полицейским манером, явились форменным надругательством надэтой зарождающейся эмансипацией – родной сестрой той, что привела в ЗападнойЕвропе к Реформации.

Как бы то ни было, робкие попыткируководства монастыря внедрить новшества в богослужебную практику привели квстречной попытке братии сменить архимандрита – вместо Ильи Черный Собор избралкнигохранителя Никанора – этот человек затем станет главным вождем восстания,однако до конца его не доживет, скончавшись где-то около 1674 г. Что не помешаетзатем возникнуть старообрядческой легенде о его поимке стрельцами воеводыМещеринова, последующих пытках и праведной смерти.

В 1653 г. Никанор поехал вМоскву на поставление, однако власти сделали ход конем: не желая ни обострятьразногласия с монастырем, ни усиливать в нем оппозицию реформе, они назначаютНиканора игуменом…. Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Впрочем,пребывая на этом посту до 1660 г., Никанор довольно активно коммуницировал со своейпрежней обителью, посылал туда деньги, приезжал и т.д. Тем времнем, на Соловкахничего не менялось – насельники активно общались с лидерами раскола Нероновым иАввакумом, а когда в конце 1657 г. в монастырь (наконец!) привезли богослужебные книги,выправленные согласно новым правилам, все тот же архимандрит Илья приказалзапереть их в "казенную палату", не переплетая, оставив прежнийпорядок службы.

Все словно было тихо – власти какбы не обращали внимания на монастырские вольности, по прежнему принимая от негоналоговые выплаты, посылая на остров ссыльных и объявляя монастырю"царскую милость". Монастырь же игнорировал реформу – тем более,после фактического оставления Никоном своего сана, когда появилась надежда, чтовсе вот-вот пойдет вспять. Тех же, кто пытался внедрять никонианство, братиянаказывала плетьми…

В 1659 г. архимандрит Ильяумирает, и новый настоятель – Варфоломей, получив в Москве поставление по новымправилам, начинает робкие попытки внедрить реформу в монастыре. Успеха этиусилия не принесли – в ходе многочисленных диспутов (!) большинством былопринято решение оставить все по старому, а Варфоломей оказался в известнойизоляции – при том, что и сам не слишком упорствовал в своих нововведениях.Какие-то вещи он формально все-таки вводил приказным порядком, но на практикеони не приживались – уже к началу 60-х годов вполне кристаллизовалось мнениебольшинства о том, что никонианская реформа есть ересь, в плену которойоказалось не только церковное руководство страны, но и сам царь! Здесьпоказательна сама атмосфера достаточно свободных богословских прений – располагающаяпросто в силу своей механики не только к "сохранению драгоценнойстарины", но и, напротив, к внедрению тех или иных новаций.

Тем временем, обстановкамало-помалу накалялась. В Москву ворохом посыпались доносы на Варфоломея,коллективные челобитные с обоснованием отказа от никонианства (составленные намаксимально высоком для тогдашней Руси богословском уровне) – причем приехавшийна знаменитый Собор 1666 г.(осудивший и Никона и Аввакума) Варфоломей оказался в крайне незавиднойпозиции: реальная невозможность резкого внедрения в обители никонианскихновшеств была подана его лукавыми недоброжелателями как доказательствопринадлежности самого архимандрита к Расколу. В результате, московские властибыли поставлены перед необходимостью высказаться предельно определенно – иосенью 1666 г.в монастырь прибыла церковная комиссия, имевшая целью изъять из библиотекистарые богослужебные книги и еще раз официально провозгласить принципынововведений. Из этого ничего не вышло – книги монахи не отдали, а ярославскогоархимандрита Сергия вовлекли в богословский диспут, в ходе которого впервыеперед представителем центральных властей было заявлено о принципиальномнеприятии монастырем новшеств. И все-таки в монастыре еще не вполне оставилинадежду договориться с Москвой: в 1666 – начале 1667 г. туда еще посылалисьгонцы с разного рода челобитными и объяснениями занятой позиции, а также спросьбой о поставлении архимандритом Никанора. Сам Никанор приехал в столицувесной 1667 г.,публично покаялся, после чего был отправлен назад вместе с Варфоломеем ипоставленным вместо него новым архимандритом Иосифом. Уже 21 июля, по полученииинформации о новом архимандрите, монастырь собрал Черный Собор, на которомпринял решение такового не принимать. Это решение было официально доведено доприбывших наконец Иосифа и Варфоломея  –15 сентября им была вручена очередная челобитная, окончательно формулировавшаяпозицию монастыря: новая вера – это ересь, церковная иерархия, объятаяниконианской ересью, – более не указ, а сам царь, поддерживающий еретиков –сродни антихристу и повиноваться ему нельзя. Сопротивляться силе такого царя –не грех, а умереть от его меча – праведное дело. Так была объявлена война.Иосифа с Варфоломеем выслали прочь, а 21 сентября в монастырь прибыл Никанор.Так восставшие обрели столь необходимого им вождя.

Ответные действия властей незамедлили последовать. В феврале 1668 г. было принято официальное решение о преданиимонастырских мятежников анафеме. Кроме того, светские власти постановилипереписать все активы обители "на государя", то естьнационализировать его имущество. По идее, это должно было лишить обительсредств к существованию – чего, однако, не произошло. Все восемь с лишним лет  противостояния монастырь исправно получалпродовольствие и другие припасы из своих сел, жители "берега"оказывали разнообразную помощь обители – вплоть до пополнения рядов восставшихи даже случаев вооруженной поддержки в боях с правительственными войсками.

В мае 1668 года правительствомбыло принято решение о силовом подавлении мятежа. Был послан отряд стряпчего И.А. Волохова, которому помогали стрелецкие полуголовы Чадуев и Молчанов. Котряду прикомандировали также стрелецкую сотню из Архангельска. 22 июнястрельцы прибыли на Соловки, где обнаружили, что монастырь готов к обороне:ворота заперты, пушки готовы к бою, на стенах видно множество людей сострелковым оружием. Отряд был даже обстрелян со стен монастыря. Волоховпопытался вступить в переговоры, однако потерпел фиаско, и восставшиеартиллерийским огнем заставили стрельцов убраться на соседний остров, где онипросидели до зимы. На этом боевые действия 1668 года завершились.

7 марта 1669 г. произошлознаменательное событие во внутренней жизни мятежного монастыря. Несколько сотенкниг, по мнению восставших, не соответствуюшщих настоящему благочестию, быливынесены из обители, изодраны и погружены в море. Отдельным образомуничтожались изображения Спаса, Богородицы и святых, перстосложение на которыхотличалось от двуперстного. Характерно, что это были не только книги новейшейпечати, но и некоторые более ранние, в частности – отпечатанные в Киеве.Примерно тогда же в монастыре были введены жесткие разграничения между"верными" - и "неверными", под которыми подразумевали впервую очередь греков и выходцев с Украины. Их перестали считать православными,не допускали к святыням, с апреля отлучили от церкви. Для питья и еды имвыдавали особую посуду.

Затем в монастыре былиповсеместно сняты старые четырехконечные кресты и заменены восьмиконечными, атрадиционная титла  IНЦИ "Iсус Назареянин Царь Иудейский"была заменена на IХЦС"Iсус Христос ЦарьСлавы". Кроме того, примерно в то же время в богослужении молитва за царяАлексея была заменена молитвой о "благоверных князьях", а молитва запатриарха и митрополитов – молитвой "за православных архиепископов".Так, под лозунгом возвращения к старой вере, запустился процесс постепенноймодификации исповедания. К концу восстания он продвинулся уже довольно далеко: именнона Соловках тогда возникли первые случаи беспоповской практики религиознойжизни – когда реальная повседневная практика праведной жизни (сидение в осадеот войск царя-антихриста) делает посредника-священника не особо нужнойинстанцией для целей спасения души. Ввиду этого, многие мятежники прекратилиисповедоваться и посещать литургии, которые совершались теперь крайне редко,причем ряд священников, включая Никанора, и вовсе прекратили  совершать службы. А моление за царя и вовсебыло изъято из службы – даже в обобщенной форме.

В конце 1669 г. монастырь как будтоизъявил желание вступить в переговоры с осаждающими. Впрочем, они ни к чему непривели: пока келарь Епифаний и казначей Глеб обсуждали с Волоховым условияоткрытия ворот обители, Никанор, как писали затем в своей отписке царскиепосланцы: "по башням ходит беспрестанно, и пушки кадит и водою кропит, иим говорит: матушки де мои галаночки, надежа де у нас на вас, вы де насобороните". В 1670-1671 г. имел место ряд стычек восставших с людьми Волохова,жертвами которых стало по нескольку человек с каждой из сторон. "Ходят измонастыря с мирскими людми чернцы и из луков и из мушкетов стреляют", –писал Волохов в Москву.

В 1672 г.  Волохова сменил К. А. Иевлев. В ходекороткого набега ему удалось сжечь часть внешних монастырских строений, карбасыи запас сена. А к концу этого года правительственным силам наконец-то удалосьзакрепиться на острове.

Следующий год ознаменовалсяпервым артиллерийским обстрелом монастыря – на то было получено специальноецарское разрешение – а уж в сентябре царским указом повелевалось вместо Иевлеваотправить к монастырю И. А. Мещеринова: именно с ним власти, чье терпение,наконец, лопнуло, связывали надежду на "окончательное решение соловецкоговопроса."

Иван Алексеевич действительноподошел к делу серьезно – и хоть и не решился зимовать на острове, однакодовольно сильно затруднил положение осажденных, организовав надзор в приморскихпоселках, откуда в монастырь поступало продовольствие. Да и в летнюю кампанию1674 года боевые действия активизировались. Было организовано строительствоосадных шанцев, была спущена часть воды из Святого озера, благодаря чему увосставших обмелели колодцы и остановились мельницы. Напротив монастырскихбашен выстроили осадные башни, позволявшие обстреливать укрепления сверху вниз.множились жертвы – их уже считали десятками. В кампанию 1675 г. впервые началиобстреливать монастырь зажигательными снарядами. Осажденные, впрочем, тоже велисебя активно – совершали вылазки, захватывали осадные укрепления,препятствовали высадке правительственных отрядов с моря. На зиму 1675/76 годаправительственные войска (не менее 1000 человек) остались зимовать на острове.А 22 января 1676 года монастырь был взят штурмом: предатель указал место, где встене была слабо заделанная калитка. Ночью через нее проникли в монастырьосаждающие, открыли главные ворота и впустили в обитель основные силыстрельцов. Последние защитники монастыря оборонялись в Трапезной палате, там,где обычно заседал Черный Собор обители. Жертв было много. Многие сдавались вплен лишь ранеными. (А всего лишь через неделю – 29 января – довольнонеожиданно скончался и сам ненавидимый восставшими царь-антихрист АлексейМихайлович, чье рождение было впервые предсказано соловецким же старцемЕлиазаром, просившим в своих молитвах Господа о даровании наследника царюМихаилу.)

Часть пленных – 28 человек –воевода Мещеринов казнил. Остальные были разосланы по монастырям, гдесодержались в условиях разной степени строгости. А за некоторые вольности вотношении монастырской ризницы и библиотеки уже и сам победитель позднее попалпод следствие. Но это уже – другая история.

См. также:

  • Усыскин. Наш несчастный Лютер. Часть 1. Часть 2
  • Усыскин. Отец троеперстия
  • Усыскин. Алексей Первый – человек Божий
  • Усыскин. Первый орел военно-морского флота
  • Усыскин. Три с половиной века плохих денег
  • Усыскин. Бунт против инфляции
  • Усыскин. Кабацкая реформа патриарха Никона
  • Усыскин. Кодекс бунташного времени

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).