будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Усыскин Лев

Голубой крейсер

См. также часть 1

Боевая судьба корабля оказалась сравнительно короткой –всего 375 дней с 22 июня 1941 г. по 2 июля 1942 г., когда он был потоплен немецкойавиацией у причальной стенки в Новороссийске. Тем не менее, это были яркие 375дней, подобными мог гордиться далеко не каждый из крупных кораблейЧерноморского флота.

Начало войны застало лидер "Ташкент" в докахНиколаевского судостроительного "Завода им. 61 коммунара", где проходилплановый ремонт, совмещенный с модернизацией вооружения – три одноорудийныебашни главного калибра (130 мм), временно установленные на николаевском же"Заводе им. А. Марти", теперь меняли на штатные двухорудийные. Крометого, производилась замена 45-мм зенитных пушек 37-мм автоматами, а в сентябретого же года на лидере появилась спаренная 76-мм установка, снятая снедостроенного эсминца “Огневой" – это уже было усиление, непредусмотренное первоначальным проектом корабля. Вообще же, оказалось, чтовойна, в которой кораблю выпало участвовать, очень сильно отличалась от той,для которой он был спроектирован. Никаких атак миноносных групп на крупныекорабли противника на Черном море не имело места – поскольку германскоекомандование и не вводило свои крупные корабли на этот театр, ограничившисьдействиями кораблей малых классов да военно-морских сил своих союзников –Румынии и Италии, – также представленных в основном катерами. Зато скоростные иманевренные качества корабля оказались весьма полезны для противодействияавиации врага, а также для выполнения задач по транспортировке войск и военныхгрузов в осажденные Одессу и Севастополь. В итоге, единственный бой с надводнымкораблем противника в истории "Ташкента" имел место против… торпедногокатера итальянского ВМФ. Бой был, впрочем, успешен – а враг потоплен. Кромеэтого катера, "Ташкент" или "Голубой крейсер", как прозвалиего жители портовых городов за несвойственную советским военным кораблям (нотипичную для итальянских) окраску корпуса, уничтожил девять и повредил пятьвражеских самолетов, отконвоировал без потерь 17 транспортов, перевез 19 300человек, 2 538 т боеприпасов, продовольствия и других грузов. Провел 100 боевыхстрельб главным калибром, заставив замолчать 6 батарей и повредив 1 аэродром.

Боевое крещение "Ташкент" принял 9 июля 1941 г. на подходе кСевастополю, подвергшись атаке немецкой авиации. При этом корабль никак не могразвить полный ход – позднее была найдена причина: кусок картона, забитыйкем-то (намеренно?) в масляную магистраль главного упорного подшипника кормовоймашины. 22 августа корабль огнем главного калибра подавлял батареи противникапод Одессой, 28 августа конвоировал из Севастополя в Одессу теплоход"Абхазия", 29 августа опять вел контрбатарейные стрельбы, а 30 августа,на пути в Одессу, подвергся исключительно сильной атаке авиации противника.Умело маневрируя, корабль избежал прямых попаданий авиабомб, однакогидравлические удары образовали в кормовой части серьезную пробоину. С ней,однако, корабль своим ходом вернулся в Одессу, откуда перешел в Севастополь,где встал в док Севморзавода. Предстоящий ремонт по всем нормативам требовалпяти месяцев, но был выполнен в два раза быстрее (тогда же установили и 76-ммзенитную башню). 1 ноября лидер перешел в новую базу Черноморского флота –Поти. В том же месяце корабль включается в оборону Севастополя – доставляеттуда боезапас, вывозит раненых, одновременно с погрузочными работами ведетогонь по врагу главным калибром.

26 ноября под флагом командующего эскадрой Л. А. Владимирского(бывшего первого командира "Ташкента", принимавшего его в Италии)лидер конвоирует до Босфора переводимые на Дальний Восток танкеры"Туапсе", "Сахалин", "Варлаам Аванесов" и ледокол"Анастас Микоян". Вот как писал про этот поход А. К. Усыскин:

"Теперь испытаниене на боевую живучесть, как было 30 августа 1941 г., а намореходность... Десятибалльный шторм, крен до 50°, по палубе ходить запрещено,спасает штормовой коридор. Трудно маневрировать – связывает скоростьбуксируемых судов. Волны прокатываются по палубе. Спасибо мостику и ходовойрубке, вращающимся иллюминаторам... Командир не теряет обзор и может принятьрешение о маневре. Лучше, чем командир, никто качества ходовой рубки незнает... А вот как оценивает В.Н. Ерошенко (командир лидера – Л. У.) хо­довую рубку лидера "Ташкент";"В такую погоду по-настоящему оценишь прекрасно устроенную рубку"Ташкента". Защищая от ветра, она обеспечивает в то же время хорошийобзор. Вращающиеся иллю­минаторы сами сбрасывают со своих стекол водяныебрызги. Надежно закрепленное кожаное кресло с высокой спинкой – такое же, как вкают-компании – оберегает силы, когда находишься здесь сутками".

Мостик и ходовая рубкав кораблестроительной практике часто являлись причиной или дружбы, или раздорамежду командиром и главным конструктором корабля. Почти все типы ходовыхмостиков и рубки были компромиссом между командиром и кораблестроителями. Необошелся без таких споров и мостик лидера "Ташкент", и потому оценкаего качеств, проверенных в тяжелейших условиях моря и боя, которую дают люди,испытавшие предельное физическое напря­жение, предельную усталость в такойобстановке, является высшей похвальной оценкой. Нужно всегда помнить, чтоименно с ходовой рубки идут приказания командира, от которых зависит жизнькорабля.

А от полнотыинформации об обстановке и самочувствии командира зависит жизненнаяцелесообразность этого приказания.

В машинных и котельныхотделениях физическое напряжение в таких условиях на пределе... Но этитруженики, службой приученные верить в свое "заведование" и верить вкорабль, счастливы тем, что на любую команду с мостика могут ответить;"Есть!" А лидер "Таш­кент" было, за что любить в этутрудную вахту... Он выдержал про­верку морем и благополучно вернулся в Батуми,где его ожидала задача – загрузив все помещения войсками и боеприпасами с пере­грузкойприблизительно в 1000 тонн, немедленно идти в Севастополь, несмотря наштормовую обстановку в море. Слой воды, перекатывавшийся через полубак, былнастолько мощным, что нос зарывался в воду, а палуба полубака в районеволнолома прогнулась, потеряла водо­непроницаемость и вода начала поступать вносовой кубрик.

При такой недопустимойв нормальных эксплуатационных условиях перегрузке лидер "Ташкент"показал превосходную мореходность, что, в дополнение к своим маневренным искоростным качествам, к боевой живучестимеханизмов, систем и устройств, подтверждало оценку Л.А. Владимирского и Н.В. Ерошенко о непобедимости лидера "Таш­кент" в море. <…>Все переходы лидера "Ташкент" в ноябре месяце 1941 г., как правило,проходили при штормовом состоянии моря".

В первые месяцы 1942 г. корабль продолжает осуществлятьподдержку защитников Севастополя. Последний свой переход в Севастополь изНовороссийска и обратно "Ташкент" совершил 26-27 июня:

 26 июня 1942 г.оказался тяжелым днем для лидера "Ташкент" и последним днем в жизниэсминца "Безупречный". Лидер "Ташкент", приняв 1000 солдат,полевые орудия и продовольствия общим весом более 300 тонн и эсминец"Безупречный" с 400 солдатами на борту, получив приказание, 26-го июнявзяли курс на Севастополь. Эсминец "Безупречный", учитывая меньшуюскорость хода, вышедший на час раньше "Ташкента", под бомбовымиударами большой группы самолетов противника, получив тяжелые повреждения,затонул со всеми солда­тами и экипажем. Подошедшему лидеру "Ташкент",отбиваясь от атак самолетов и торпедных катеров противника, ничего не остава­лосьделать, как для спасения хотя бы части людей с "Безупречного"сбросить спасательные круги и плавучие предметы.С тяжелым чувст­вом, в силу жестокой военной целесообразности, лидер"Ташкент" был вынужден покинуть гибнущих и, отбиваясь от противника,манев­рируя на большой скорости, со своим бесценным грузом продолжить курс.Избежав прямых попаданий и торпедных атак противника, лидер благополучно достигСевастополя. <…> Ночью 27июня 1942 года лидер "Ташкент", <…> приняв в Севастополе наборт 3500 раненых и эвакуируемых, вышел в Новороссийск. В действии находилисьвсе четыре котла и обе главные машины. Все вспомогательные меха­низмы и системыбыли включены по-боевому. Корабль шел 33-34-узловым ходом. На траверзе Ялты"Ташкент" был обнаружен воздушной раз­ведкой противника. Вскорепоявились бомбардировщики Ю-88. Несмотря на сильный зенитный огонь лидера,одному бомбардировщику удалось атаковать корабль и сбросить несколько бомб.Четыре авиабомбы весом по 250 кг разорвались с левого борта на расстоянии 5-6 м от кормы. Корабль сильноподбросило. Руль заклинило в положении 21 градус на правый борт. Ходуменьшился, началось движение корабля по цир­куляции. Для удержания корабля накурсе пришлось главными машинами работать "враздрай".

После разрыва авиабомбкормовая аварийная группа установила, что румпельное отделение через пробоинузатоплено водой, и масло­провод к румпельному отделению перебит. В воздухеснова появились бомбардировщики. На этот раз 86 самолетов противника черезкаждые 5-10 минут атаковали корабль и сбрасывали на него бомбы. Интен­сивностьзенитного огня 37-мм автоматов лидера была настолько ве­лика, что пришлосьраскаленные стволы поливать водой. Дня постановки руля в прямое положениеличным составом были приняты все возможные меры. Однако выяснение причинзаклинивания руля усложнялось наличием воды в румпельном отделении, уровенькоторой был выше настила на I м. Наконец, случайно было обнаружено, чтозаклинивание руля произошло вследствие того, что между голов­кой поперечиныбаллера руля и палубой румпельного отделения попал гаечный ключ, висевшийобычно на кормовой переборке. При взрыве он был сорван со своего крепления.Через 20-25 минут ключ был извле­чен и руль поставлен на нуль.

Взрыв авиабомбы вывелиз строя двигатели рулевого устройства и их станции. Через некоторое времястанция и левый электродвига­тель были введены в строй.

Примерно через 40минут после первого взрыва с правого борта в районе I котельного отделенияразорвалась еще одна аивабомба. Давление в котле № 1 быстро упало до нуля, ачерез 5 минут упало давление и в котле № 2. Через пробоину в наружной обшивкебыло затоплено I котельное отделение, а через поврежденную переборку – и II котельное отделение. Одновременно с этим были затоплены центральный артиллерийский пост и III кубрик. Корабль уменьшил ход до 20 узл. Благодаря быстромупереключению магистралей в I машинном отделении корабль продолжал идти поддвумя машинами, работающими от котлов № 3 и 4.

Через непродолжительноевремя на корабль было сброшено еще несколько бомб. Одна из них разорвалась справого борта в районе носовых артиллерийских погребов. Через новые пробоины былизатоп­лены оба погреба. Личный состав, покидая I артиллерийский погреб, неуспел задраить люки. Вследствие этого был затоплен и I кубрик. Дифференткорабля на нос дошел до 2,6°, но корабль продолжал идти, отражая атакисамолетов. Для уменьшения дифферента были затоплены V кубрик, III артиллерийский погреб и погреба мелкокалиберной артил­лерии иторпедных головок. Одновременно с этим все раненые и эвакуированные былиперемещены в корму, а тяжелые предметы были выброшены за борт. В помещенияносовой части корабля вода поступа­ла через все забортные отверстия, так как кэтому моменту носовая оконечность ушла под воду на 1,5 м.

Пожарная магистральносового отсека вышла из строя, и за­пустить водоотливные средства не быловозможности. На все отверс­тия, через которые поступала вода внутрь помещений,ставились деревянные пробки. Из помещения носовой холодильной машины и изфорпика вода отливалась ведрами.

Для восстановлениявышедшего из строя освещения в носовом отсеке были отключены поврежденныепровода, а в помещении судо­вой мастерской и в коридоре офицерских кают – переброшенысростки из коробок силовой сети на осветительные. Это обеспечило подачу тока вносовые помещения. То же было сделано и в I машинном отделении для подачи токана правый борт машинно-котельных отде­лений.


Вскоре носоваяпереборка I машинного отделения начала деформироваться и пропускать воду. Крометого, стала выливаться вода из теплого ящика, переполненного и спрессованнногозабортной водой через поврежденный участок приемной питательной магистрали в Iкотельном отделении. Аварийные группы подкрепили носовую переборку I машинногоотделения и запустили местный эжектор. Однако вода все прибывала и сталазатапливать вспомогательные механизмы, продол­жавшие работать в воде. В связи сугрозой полного затопления I машинного отделения скорость лидера была уменьшенадо 14 узл. Вместо вышедшего из строя турбодинамо № I были запущеныдизель-динамо № I и 2. На них были переключены электропожарные насосы.

К этому времениинтенсивность атак неприятельских самолетов несколько ослабела, так какпоявились наши истребители. Спустя еще некоторое время к "Ташкенту"подошли эскадренные миноносцы "Бди­тельный","Сообразительный" и катера МО. В течение 3 часов корабль был атакован96 самолетами Ю-88, которые сбросили на него около 360 авиабомб.

После подходаминоносцев "Ташкент" застопорил одну машину, так как были затопленывспомогательные механизмы. "Бдительный" взял лидер на буксир. Из-забольшого дифферента на нос "Ташкент" сильно рыскал, буксировка егоносом стала невозможна. Пришлось буксировку лидера вести кормой, скорость ееравнялась 8-10 узл.

Раненые иэвакуированные были переданы на эскадренный мино­носец"Сообразительный" и катера. Подошедшие к этому времени два буксираотшвартовались по бортам лидера и помогали буксировке, одновременно на ходуоткачивая воду. С буксира "Юпитер" на лидер "Ташкент" былопередано две мотопомпы производительностью по 50 т/час. Попытки откачать водуиз I и III кубриков и II котельногоотделения успехом не увенчались, и лидер в полузатопленном состоянии былприведен в Новороссийск.

За проявленный в походе героизм капитану В.Ерошенко и комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина. А 2 июля 1942 года в11 часов 20 минут Новороссийск атаковали 64 пикирующих бомбардировщика всопровождении 14 Bf 109. В ходе пятнадцатиминутного налета было сброшено 170бомб весом 250-1000 кг. В результате были потоплены лидер «Ташкент», эсминец«Бдительный», санитарный транспорт «Украина», спасательный буксир «Черномор»,три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус траспорта «Пролетарий».Повреждения разной степени получили крейсер «Коминтерн», эсминцы«Сообразительный» и «Незаможник», сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», ПЛ«Л-24», ТК № 41, транспорт «Курск» и плавучий док с транспортом «Ворошилов».Одна из первых бомб разорвалась на пирсе и осыпала лидер осколками. Две следующие250 кгбомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении, а еще две – в кормовойчасти «Ташкента». Через 3 минуты лидер затонул у стенки причала № 3. Глубина вместе гибели «Ташкента» составляла 10 метров и корабль лег на грунт с креном 19градусов на левый борт в носовой части и 21 градус в кормовой. 76 человек из344 членов экипажа погибло, 77 человек было ранено…

Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 годабыло приказано демонтировать с «Ташкента» вооружение, а сам лидер поднять иотвести для восстановления в Поти. Работы начались тотчас же – фактически, поднепрерывным огнем противника. Увы, результата получить не удалось – при том,что в ходе работ вражеской авиацией было потоплено три водолазных бота и двеводолазные станции. Потом, после захвата Новороссийска, корабль пыталисьподнять немцы, но также безуспешно. И лишь в конце августа 1944 года корабльбыл поднят на поверхность. Восстанавливать его не имело смысла."Ташкент" отбуксировали в Николаев и порезали на металл. 

См. также:

  • Усыскин. Голубой крейсер. Часть 1
  • Усыскин. Тот, кто прошел стороной. Немного мистики. Часть 1.
  • Усыскин. Век Цусимы
  • Усыскин. Любимая война моей юности
  • Усыскин. В погоне за нефтяным мороком
  • Усыскин. Тридцать пять лет в красной палатке
  • Усыскин. Морские басни дедушки Крылова
  • Усыскин. Как Российская империя сдавала Порт-Артур
  • Усыскин. Настоящий конец войны
  • Усыскин. Первый орел военно-морского флота
  • Усыскин. Судьба корабля

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).