Боевая судьба корабля оказалась сравнительно короткой –всего 375 дней с 22 июня 1941 г. по 2 июля 1942 г., когда он был потоплен немецкойавиацией у причальной стенки в Новороссийске. Тем не менее, это были яркие 375дней, подобными мог гордиться далеко не каждый из крупных кораблейЧерноморского флота.
Начало войны застало лидер "Ташкент" в докахНиколаевского судостроительного "Завода им. 61 коммунара", где проходилплановый ремонт, совмещенный с модернизацией вооружения – три одноорудийныебашни главного калибра (130 мм), временно установленные на николаевском же"Заводе им. А. Марти", теперь меняли на штатные двухорудийные. Крометого, производилась замена 45-мм зенитных пушек 37-мм автоматами, а в сентябретого же года на лидере появилась спаренная 76-мм установка, снятая снедостроенного эсминца “Огневой" – это уже было усиление, непредусмотренное первоначальным проектом корабля. Вообще же, оказалось, чтовойна, в которой кораблю выпало участвовать, очень сильно отличалась от той,для которой он был спроектирован. Никаких атак миноносных групп на крупныекорабли противника на Черном море не имело места – поскольку германскоекомандование и не вводило свои крупные корабли на этот театр, ограничившисьдействиями кораблей малых классов да военно-морских сил своих союзников –Румынии и Италии, – также представленных в основном катерами. Зато скоростные иманевренные качества корабля оказались весьма полезны для противодействияавиации врага, а также для выполнения задач по транспортировке войск и военныхгрузов в осажденные Одессу и Севастополь. В итоге, единственный бой с надводнымкораблем противника в истории "Ташкента" имел место против… торпедногокатера итальянского ВМФ. Бой был, впрочем, успешен – а враг потоплен. Кромеэтого катера, "Ташкент" или "Голубой крейсер", как прозвалиего жители портовых городов за несвойственную советским военным кораблям (нотипичную для итальянских) окраску корпуса, уничтожил девять и повредил пятьвражеских самолетов, отконвоировал без потерь 17 транспортов, перевез 19 300человек, 2 538 т боеприпасов, продовольствия и других грузов. Провел 100 боевыхстрельб главным калибром, заставив замолчать 6 батарей и повредив 1 аэродром.
Боевое крещение "Ташкент" принял 9 июля 1941 г. на подходе кСевастополю, подвергшись атаке немецкой авиации. При этом корабль никак не могразвить полный ход – позднее была найдена причина: кусок картона, забитыйкем-то (намеренно?) в масляную магистраль главного упорного подшипника кормовоймашины. 22 августа корабль огнем главного калибра подавлял батареи противникапод Одессой, 28 августа конвоировал из Севастополя в Одессу теплоход"Абхазия", 29 августа опять вел контрбатарейные стрельбы, а 30 августа,на пути в Одессу, подвергся исключительно сильной атаке авиации противника.Умело маневрируя, корабль избежал прямых попаданий авиабомб, однакогидравлические удары образовали в кормовой части серьезную пробоину. С ней,однако, корабль своим ходом вернулся в Одессу, откуда перешел в Севастополь,где встал в док Севморзавода. Предстоящий ремонт по всем нормативам требовалпяти месяцев, но был выполнен в два раза быстрее (тогда же установили и 76-ммзенитную башню). 1 ноября лидер перешел в новую базу Черноморского флота –Поти. В том же месяце корабль включается в оборону Севастополя – доставляеттуда боезапас, вывозит раненых, одновременно с погрузочными работами ведетогонь по врагу главным калибром.
26 ноября под флагом командующего эскадрой Л. А. Владимирского(бывшего первого командира "Ташкента", принимавшего его в Италии)лидер конвоирует до Босфора переводимые на Дальний Восток танкеры"Туапсе", "Сахалин", "Варлаам Аванесов" и ледокол"Анастас Микоян". Вот как писал про этот поход А. К. Усыскин:
"Теперь испытаниене на боевую живучесть, как было 30 августа 1941 г., а намореходность... Десятибалльный шторм, крен до 50°, по палубе ходить запрещено,спасает штормовой коридор. Трудно маневрировать – связывает скоростьбуксируемых судов. Волны прокатываются по палубе. Спасибо мостику и ходовойрубке, вращающимся иллюминаторам... Командир не теряет обзор и может принятьрешение о маневре. Лучше, чем командир, никто качества ходовой рубки незнает... А вот как оценивает В.Н. Ерошенко (командир лидера – Л. У.) ходовую рубку лидера "Ташкент";"В такую погоду по-настоящему оценишь прекрасно устроенную рубку"Ташкента". Защищая от ветра, она обеспечивает в то же время хорошийобзор. Вращающиеся иллюминаторы сами сбрасывают со своих стекол водяныебрызги. Надежно закрепленное кожаное кресло с высокой спинкой – такое же, как вкают-компании – оберегает силы, когда находишься здесь сутками".
Мостик и ходовая рубкав кораблестроительной практике часто являлись причиной или дружбы, или раздорамежду командиром и главным конструктором корабля. Почти все типы ходовыхмостиков и рубки были компромиссом между командиром и кораблестроителями. Необошелся без таких споров и мостик лидера "Ташкент", и потому оценкаего качеств, проверенных в тяжелейших условиях моря и боя, которую дают люди,испытавшие предельное физическое напряжение, предельную усталость в такойобстановке, является высшей похвальной оценкой. Нужно всегда помнить, чтоименно с ходовой рубки идут приказания командира, от которых зависит жизнькорабля.
А от полнотыинформации об обстановке и самочувствии командира зависит жизненнаяцелесообразность этого приказания.
В машинных и котельныхотделениях физическое напряжение в таких условиях на пределе... Но этитруженики, службой приученные верить в свое "заведование" и верить вкорабль, счастливы тем, что на любую команду с мостика могут ответить;"Есть!" А лидер "Ташкент" было, за что любить в этутрудную вахту... Он выдержал проверку морем и благополучно вернулся в Батуми,где его ожидала задача – загрузив все помещения войсками и боеприпасами с перегрузкойприблизительно в 1000 тонн, немедленно идти в Севастополь, несмотря наштормовую обстановку в море. Слой воды, перекатывавшийся через полубак, былнастолько мощным, что нос зарывался в воду, а палуба полубака в районеволнолома прогнулась, потеряла водонепроницаемость и вода начала поступать вносовой кубрик.
При такой недопустимойв нормальных эксплуатационных условиях перегрузке лидер "Ташкент"показал превосходную мореходность, что, в дополнение к своим маневренным искоростным качествам, к боевой живучестимеханизмов, систем и устройств, подтверждало оценку Л.А. Владимирского и Н.В. Ерошенко о непобедимости лидера "Ташкент" в море. <…>Все переходы лидера "Ташкент" в ноябре месяце 1941 г., как правило,проходили при штормовом состоянии моря".
В первые месяцы 1942 г. корабль продолжает осуществлятьподдержку защитников Севастополя. Последний свой переход в Севастополь изНовороссийска и обратно "Ташкент" совершил 26-27 июня:
26 июня 1942 г.оказался тяжелым днем для лидера "Ташкент" и последним днем в жизниэсминца "Безупречный". Лидер "Ташкент", приняв 1000 солдат,полевые орудия и продовольствия общим весом более 300 тонн и эсминец"Безупречный" с 400 солдатами на борту, получив приказание, 26-го июнявзяли курс на Севастополь. Эсминец "Безупречный", учитывая меньшуюскорость хода, вышедший на час раньше "Ташкента", под бомбовымиударами большой группы самолетов противника, получив тяжелые повреждения,затонул со всеми солдатами и экипажем. Подошедшему лидеру "Ташкент",отбиваясь от атак самолетов и торпедных катеров противника, ничего не оставалосьделать, как для спасения хотя бы части людей с "Безупречного"сбросить спасательные круги и плавучие предметы.С тяжелым чувством, в силу жестокой военной целесообразности, лидер"Ташкент" был вынужден покинуть гибнущих и, отбиваясь от противника,маневрируя на большой скорости, со своим бесценным грузом продолжить курс.Избежав прямых попаданий и торпедных атак противника, лидер благополучно достигСевастополя. <…> Ночью 27июня 1942 года лидер "Ташкент", <…> приняв в Севастополе наборт 3500 раненых и эвакуируемых, вышел в Новороссийск. В действии находилисьвсе четыре котла и обе главные машины. Все вспомогательные механизмы и системыбыли включены по-боевому. Корабль шел 33-34-узловым ходом. На траверзе Ялты"Ташкент" был обнаружен воздушной разведкой противника. Вскорепоявились бомбардировщики Ю-88. Несмотря на сильный зенитный огонь лидера,одному бомбардировщику удалось атаковать корабль и сбросить несколько бомб.Четыре авиабомбы весом по 250 кг разорвались с левого борта на расстоянии 5-6 м от кормы. Корабль сильноподбросило. Руль заклинило в положении 21 градус на правый борт. Ходуменьшился, началось движение корабля по циркуляции. Для удержания корабля накурсе пришлось главными машинами работать "враздрай".
После разрыва авиабомбкормовая аварийная группа установила, что румпельное отделение через пробоинузатоплено водой, и маслопровод к румпельному отделению перебит. В воздухеснова появились бомбардировщики. На этот раз 86 самолетов противника черезкаждые 5-10 минут атаковали корабль и сбрасывали на него бомбы. Интенсивностьзенитного огня 37-мм автоматов лидера была настолько велика, что пришлосьраскаленные стволы поливать водой. Дня постановки руля в прямое положениеличным составом были приняты все возможные меры. Однако выяснение причинзаклинивания руля усложнялось наличием воды в румпельном отделении, уровенькоторой был выше настила на I м. Наконец, случайно было обнаружено, чтозаклинивание руля произошло вследствие того, что между головкой поперечиныбаллера руля и палубой румпельного отделения попал гаечный ключ, висевшийобычно на кормовой переборке. При взрыве он был сорван со своего крепления.Через 20-25 минут ключ был извлечен и руль поставлен на нуль.
Взрыв авиабомбы вывелиз строя двигатели рулевого устройства и их станции. Через некоторое времястанция и левый электродвигатель были введены в строй.
Примерно через 40минут после первого взрыва с правого борта в районе I котельного отделенияразорвалась еще одна аивабомба. Давление в котле № 1 быстро упало до нуля, ачерез 5 минут упало давление и в котле № 2. Через пробоину в наружной обшивкебыло затоплено I котельное отделение, а через поврежденную переборку – и II котельное отделение. Одновременно с этим были затоплены центральный артиллерийский пост и III кубрик. Корабль уменьшил ход до 20 узл. Благодаря быстромупереключению магистралей в I машинном отделении корабль продолжал идти поддвумя машинами, работающими от котлов № 3 и 4.
Через непродолжительноевремя на корабль было сброшено еще несколько бомб. Одна из них разорвалась справого борта в районе носовых артиллерийских погребов. Через новые пробоины былизатоплены оба погреба. Личный состав, покидая I артиллерийский погреб, неуспел задраить люки. Вследствие этого был затоплен и I кубрик. Дифференткорабля на нос дошел до 2,6°, но корабль продолжал идти, отражая атакисамолетов. Для уменьшения дифферента были затоплены V кубрик, III артиллерийский погреб и погреба мелкокалиберной артиллерии иторпедных головок. Одновременно с этим все раненые и эвакуированные былиперемещены в корму, а тяжелые предметы были выброшены за борт. В помещенияносовой части корабля вода поступала через все забортные отверстия, так как кэтому моменту носовая оконечность ушла под воду на 1,5 м.
Пожарная магистральносового отсека вышла из строя, и запустить водоотливные средства не быловозможности. На все отверстия, через которые поступала вода внутрь помещений,ставились деревянные пробки. Из помещения носовой холодильной машины и изфорпика вода отливалась ведрами.
Для восстановлениявышедшего из строя освещения в носовом отсеке были отключены поврежденныепровода, а в помещении судовой мастерской и в коридоре офицерских кают – переброшенысростки из коробок силовой сети на осветительные. Это обеспечило подачу тока вносовые помещения. То же было сделано и в I машинном отделении для подачи токана правый борт машинно-котельных отделений.
Вскоре носоваяпереборка I машинного отделения начала деформироваться и пропускать воду. Крометого, стала выливаться вода из теплого ящика, переполненного и спрессованнногозабортной водой через поврежденный участок приемной питательной магистрали в Iкотельном отделении. Аварийные группы подкрепили носовую переборку I машинногоотделения и запустили местный эжектор. Однако вода все прибывала и сталазатапливать вспомогательные механизмы, продолжавшие работать в воде. В связи сугрозой полного затопления I машинного отделения скорость лидера была уменьшенадо 14 узл. Вместо вышедшего из строя турбодинамо № I были запущеныдизель-динамо № I и 2. На них были переключены электропожарные насосы.
К этому времениинтенсивность атак неприятельских самолетов несколько ослабела, так какпоявились наши истребители. Спустя еще некоторое время к "Ташкенту"подошли эскадренные миноносцы "Бдительный","Сообразительный" и катера МО. В течение 3 часов корабль был атакован96 самолетами Ю-88, которые сбросили на него около 360 авиабомб.
После подходаминоносцев "Ташкент" застопорил одну машину, так как были затопленывспомогательные механизмы. "Бдительный" взял лидер на буксир. Из-забольшого дифферента на нос "Ташкент" сильно рыскал, буксировка егоносом стала невозможна. Пришлось буксировку лидера вести кормой, скорость ееравнялась 8-10 узл.
Раненые иэвакуированные были переданы на эскадренный миноносец"Сообразительный" и катера. Подошедшие к этому времени два буксираотшвартовались по бортам лидера и помогали буксировке, одновременно на ходуоткачивая воду. С буксира "Юпитер" на лидер "Ташкент" былопередано две мотопомпы производительностью по 50 т/час. Попытки откачать водуиз I и III кубриков и II котельногоотделения успехом не увенчались, и лидер в полузатопленном состоянии былприведен в Новороссийск.
За проявленный в походе героизм капитану В.Ерошенко и комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина. А 2 июля 1942 года в11 часов 20 минут Новороссийск атаковали 64 пикирующих бомбардировщика всопровождении 14 Bf 109. В ходе пятнадцатиминутного налета было сброшено 170бомб весом 250-1000 кг. В результате были потоплены лидер «Ташкент», эсминец«Бдительный», санитарный транспорт «Украина», спасательный буксир «Черномор»,три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус траспорта «Пролетарий».Повреждения разной степени получили крейсер «Коминтерн», эсминцы«Сообразительный» и «Незаможник», сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», ПЛ«Л-24», ТК № 41, транспорт «Курск» и плавучий док с транспортом «Ворошилов».Одна из первых бомб разорвалась на пирсе и осыпала лидер осколками. Две следующие250 кгбомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении, а еще две – в кормовойчасти «Ташкента». Через 3 минуты лидер затонул у стенки причала № 3. Глубина вместе гибели «Ташкента» составляла 10 метров и корабль лег на грунт с креном 19градусов на левый борт в носовой части и 21 градус в кормовой. 76 человек из344 членов экипажа погибло, 77 человек было ранено…
Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 годабыло приказано демонтировать с «Ташкента» вооружение, а сам лидер поднять иотвести для восстановления в Поти. Работы начались тотчас же – фактически, поднепрерывным огнем противника. Увы, результата получить не удалось – при том,что в ходе работ вражеской авиацией было потоплено три водолазных бота и двеводолазные станции. Потом, после захвата Новороссийска, корабль пыталисьподнять немцы, но также безуспешно. И лишь в конце августа 1944 года корабльбыл поднят на поверхность. Восстанавливать его не имело смысла."Ташкент" отбуксировали в Николаев и порезали на металл.