С 24 по 27 марта в рамках шоу старинных автомобилей «Олдтаймер-Галерея» можно было увидеть юбилейную выставку Гаража Особого Назначения, которому исполнилось 90 лет. Огромный зал был украшен плакатами с изображением машин в действии – со Сталиным, Лениным и другими первыми лицами внутри.
А внизу стояли автомобили. В центре – автомобильно-мотоциклетный кортеж президента РФ, а вокруг ЗИЛы, "Чайки", "Кадиллаки" с "Роллс-Ройсами" и другие раритетные машины. Например, личная «Волга» ГАЗ-21 Юрия Алексеевича Гагарина и личный Willys MB Сергея Павловича Королёва. Среди автомобилей стоял и ГАЗ 111Г — тот самый, в который по Брежневу стреляли в 1969 году. Правда, не попали, погибли только водитель и мотоциклист.
Около кортежа разместились ЗИЛы – непонятно, какие из них были бронированными, а какие нет: при такой впечатляющей длине – больше 6 м - разница в полметра оказалась незаметной. В 2003 году в Гараж Особого Назначения поставили последний в истории ЗИЛ — эти машины очень дорого обслуживать. К тому же один ЗИЛ стоит столько же, сколько три "Мерседеса" того же класса.
Фото Маши Федоренко
Всего здесь сверкало около 80-ти машин, в некоторых из них возили руководителей, а в других размещался почетный эскорт, охрана и сотрудники Спецсвязи. Подробно про историю машин можно было прочитать в тяжелом талмуде с архивными материалами – в день открытия выставки прошла и презентация этой книги.
- Ну что, чемоданчик докупим к этому? - спросил мужчина с пышной бородой у молодого человека, кивая на сверкающий "Кадиллак". Он был одним из коллекционеров, которые предоставили свои машины для выставки.
- Конечно! - согласился тот.
- А где вы его купите? - удивилась я.
- Закажем! - ответил мужчина. - Есть мастера, они изготовят. Он посоветовал прийти в Музей ретроавтомобилей, когда будет время, и задумчиво произнес: "Мужчина как ребенок — загорелся, и его уже не остановить".
У кортежа трое пили шампанское и шутили.
- Президент, наверное, дома сидит, все машины-то здесь.
- Нет, он в Кремле сидит, - предположил кто-то из собеседников. - У него же должен быть разгрузочный день.
Юрий Павлович Ланин, бывший начальник ГОНа, рассказал, что сначала работал водителем, возил зарубежных гостей: руководство Польши, Германии. А потом до "верха" дошел. Я спросила, какие машины он водил, оказалось, что ЗИЛы, причем это «очень легкая в управлении и послушная машина». Внутри все было сделано для того, чтобы поместилось много людей, например, охранник и переводчик: за водителем есть откидные кресла для пяти человек. Когда Юрий Павлович стал начальником, он сам планировал зарубежные поездки первых лиц СССР: выезжал за границу на неделю, изучал дорогу. Затем самолетом привозили машины.
- Один раз в Америку возили 12 машин.
- А сейчас тоже так делают? – удивилась я. Оказалось, что да.
- Так что интересная служба, ответственная, и вместе с тем и познавательная, везде поездишь - посмотришь, люди как живут, что как, - добавил он.
Ланин рассказал, что в ГОНе работают только лучшие водители и смог вспомнить такой случай. "Там, где Триумфальная арка, в 80-х, выбежал лось, прыгнул на капот, туловищем вдавил стекло, погнул руль. Но водитель - Зеленов такой был - не потерял прямолинейное движение и остановил машину. В ней был Устинов, министр обороны".
- А как вы относитесь к тому, что наши первые лица больше не ездят на машинах российского производства? – рискнула спросить я.
- Ну что сделаешь, если промышленность встала. Я отношусь к этому отрицательно, должны ездить на своих автомобилях, - серьезно ответил Юрий Павлович. Он рассказал, что ЗИЛов в ГОНе почти нет – «продали в свое время», потому что они морально устарели.
Фото Маши Федоренко
На вопрос о том, советуются ли с ним и его бывшими коллегами нынешние сотрудники ГОНа, он ответил так:
- Я у них часто бываю, выставку вот проводят, мне официальное приглашение дали, – Он с удовольствием прочитал текст, напечатанный на открытке с приглашением. - Иногда по торжественным поводам встречаемся, концерт был с хорошими артистами.
- На похоронах встречаемся, - добавил бывший водитель ГОНа, пожилой дедушка, стоявший рядом.- То есть уделяют нам внимание. Вот я вам наговорил сколько! – закончил Юрий Павлович и выпил шампанское за наше здоровье.
Фото Маши Федоренко
Гости пили виски серьезной выдержки и рассматривали машины. У некоторых автомобилей стоял почетный караул: гвардейцы в винтажной форме не шевелились, даже когда к ним подходили девушки с подносами, полными бокалов. Я заметила Евгения Мурова, директора Федеральной службы охраны, который с видимым интересом изучал экспонаты в сопровождении знающих людей, пояснявших историю машин. Наконец, погас свет, зрители образовали полукруг с Муровым в центре зала. Остался гореть только экран и лампочка для чтения над столом диктора, который торжественно провозгласил, что юбилей был ознаменован выходом на работу 32942-ой смены.
Фото Маши Федоренко
Он рассказал об истории машин, представленных на выставке. Оказалось, что в «Сером призраке», который возил Ленина, было так тихо, что слышалось только тиканье часов. Затем показали фильм, в котором старинные фотографии с изображением ретроавтомобилей в действии чередовались с видеозарисовками из жизни современного ГОНа. «Выезд на точку» - например, гласили титры, и зрители наблюдали за работой шоферов из Гаража и ежились под звуки тревожной музыки, иногда переходящей в хэви-метал.
Фото Маши Федоренко
Пришло время выступления гвардейцев – они вскидывали ружья, красиво маршировали и образовывали всякие геометрические фигуры. Звучала музыка оркестра – очень бодро, не зря пили шампанское перед выступлением. Дали слово приглашенным ораторам. Сергей Викторович Девятов, доктор исторических наук, пожелал работникам ГОНа «добра, счастья и дальнейших успехов именно на благо России». Директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко сказал, что он с коллегами бережно хранит все документы и готов в случае необходимости их предоставить.
- В ваших руках безопасность нашей страны, вы часть нашей славной истории.
Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин похвалил работу сотрудников Гаража и сказал: "ГОН есть ГОН, чего сказать еще". Он добавил, что у этого автопредприятия безупречная репутация — "никаких ЧП не происходит, как говорят все, у кого Коршунов спрашивал".
Владимир Алексеевич Макаров, замначальника транспортного управления ФСО России, поздравил единомышленников- коллекционеров старинных автомобилей, и закончил торжественно:
- В добрый путь, книга! В добрый путь, выставка!
После торжественной части начался банкет. Все общались и рассматривали экспозицию старинных писем и фотографий, расположенных на стендах. Там было много кадров: Ленин с супругой обозревают окрестности, Сталин изучает новый автомобиль. Были и документы из архива: оказалось, что в гараже Николая II было 56 машин – их посчитали при реквизиции.
Фото Маши Федоренко