Все этого ждали, но никто не знал, когда это произойдет: президент России Дмитрий Медведев отправил в отставку президента Ингушетии Мурата Зязикова. Временно исполняющим обязанности руководителя республики Медведев назначил героя России, заместителя начальника штаба Приволжско-Уральского военного округа Юнус-Бека Евкурова. Зязиков говорит, что подал прошение об отставке сам. Так это или нет – неважно, можно лишь отметить, что в обнародованном на днях очередном рейтинге «выживаемости губернаторов» Зязиков значился в числе первых кандидатов на вылет – за то, что слабо представляет себе ситуацию во вверенном ему регионе.
Как и положено в таких случаях, уволенный чиновник получил в напутствие награду и доброе слово. Премьер Владимир Путин своим указом наградил Зязикова орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, «за большой вклад в социально-экономическое развитие республики и многолетнюю плодотворную работу».
Гвардии полковник Юнус-Бек Евкуров (1963 г.р.) в 1999 году возглавлял подразделение российских десантников, которое вошло в Косово и заняло международный аэропорт в Приштине, опередив миротворческие силы других государств. В 2000 году за участие в боевых действиях против сепаратистов на Северном Кавказе Евкуров был удостоен звания Героя Российской Федерации и медали «Золотая Звезда». С 2004 года гвардии полковник Евкуров – замначальника разведывательного управления Приволжско-Уральского военного округа (город Екатеринбург).
Генерал ФСБ Мурат Зязиков – крайне непопулярная фигура, и причина этому не столько в высочайшем уровне безработицы и бедности в республике, сколько в том, что за время его правления Ингушетия стала самой «горячей» точкой России. Некоторые прямо говорили, что в республике идет гражданская война. Чуть ли не ежедневно из Ингушетии приходили новости о взрывах и обстрелах, целью которых становились высокопоставленные чиновники и милиционеры. Противники Зязикова объясняли непрекращающиеся нападения беспределом, который творят в республики силовики – жертвами их охоты на террористов зачастую становились простые граждане. Так, недавно на вопрос о том, кто постоянно нападает на ингушских силовиков – фундаменталистское подполье или кровники, экс-президент Ингушетии Руслан Аушев ответил: «Все вместе. Это элементы гражданской войны. Есть власть. Есть боевики. Есть братья тех, кого силовики куда-то утащили».
При этом власти Ингушетии, в частности сам президент Зязиков, утверждают, что ситуация в республике стабильная, а СМИ, сообщая о нападениях и убийствах, занимаются провокациями. Однако единственным доказательством стабильности были почти 100-процентные «правильные» результаты всех федеральных выборах. Ингушская же оппозиция обвиняла власти в фальсификации выборов и требовала отправить Зязикова в отставку. В начале августа в адрес Дмитрия Медведева было сдано обращение с 80 тысячами подписей жителей Ингушетии о возвращении на пост президента Руслана Аушева, который, в отличие от Зязикова, всегда был неудобным и нелояльным политиком для Кремля. Более того, Аушева обвиняли в помощи чеченским боевикам.
Таким образом, если в Кремле и понимали, что Зязикова надо снимать, делать этого не спешили. Вопрос о том, кем именно следует заменить нынешнего президента республики, казался для федеральных властей не таким простым.
Первый положительный для ингушской оппозиции сигнал прозвучал после того, как 31 августа был ингушские милиционеры случайно расстреляли одного из ведущих оппозиционеров и владельца враждебного Зязикову сайта «Ингушетия.Ру» Магомеда Евлоева. Ситуация крайне обострилась. На похоронах представители тейпа Евлоевых заявили о кровной мести в отношении тейпов, к которым принадлежат президент Мурат Зязиков и министр внутренних дел Ингушетии Муса Медов. С тех пор в республике постоянно предпринимаются покушения на высокопоставленных родственников Зязикова. Одно из них достигло своей цели: 10 сентября был убит Бекхан Зязиков, директор автотранспортного хозяйства Назрани. На министра внутренних дел Ингушетии Мусу Медова покушались дважды. Впрочем, Близкие Евлоева отрицали, что последние нападения как-то связаны с объявленной кровной местью. В СМИ же просочилась информация о том, что в Кремле признают: с Муратом Зязиковым «ситуация плохая» и «будем думать».
Теперь Зязиков переберется на работу в Москву. По предположению СМИ, он может занять недавно освободившееся место помощника главы администрации президента РФ. По другим данным, Зязиков получит ответственную должность в министерстве регионального развития.
Отметим, что на Зязикова в Ингушетии неоднократно совершались покушения. В 2004 году в кортеж президента врезался автомобиль со взрывчаткой, которым управлял террорист-смертник. Был легко ранен сам Зязиков и еще шесть человек – четыре охранника и двое гражданских. Покушения на Зязикова происходили также летом 2007 года, когда ситуация в Ингушетии стала напоминать партизанскую войну. 21 июля неизвестные обстреляли из автоматов и гранатометов кортеж Зязикова. Колонне на большой скорости удалось выйти из зоны обстрела, и никто не пострадал. Через неделю было обстреляно здание администрации президента и управления ФСБ в самом центре Магаса. Боевики в течение 15 минут палили из автоматов и гранатометов в сторону здания администрации Зязикова, после чего беспрепятственно скрылись. Все это происходило на фоне множества других обстрелов и нападений на ингушских силовиков и убийств семей русских учительниц и врачей. Из-за этого в Ингушетию были даже введены дополнительные войска – 2,5 тысячи солдат и бронетехника – и объявлена «профилактическая спецоперация». Однако результата она не дала, и войска из Ингушетии были выведены.
«Благородный человек», но «неизвестный военный»
Смену президента в республике встретили ликованием. «Юнус-Бек Евкуров известен как честный и мужественный человек, которому не чужды интересы своего народа. Поздравляем всех жителей Ингушетии с этим знаменательным днем в истории нашего народа», – написано на сайте Ингушетия.Org (та же «Ингушетия.Ru» после закрытия). Главный редактор «Ингушетия.Org» Роза Мальсагова в эфире «Эха Москвы» сказала, что президент Медведев проявил благоразумие, отправив в отставку Мурата Зязикова. Она уверена, что при новой власти наконец-то прекратится кровопролитие в республике. Сейчас Мальсагова находится в вынужденной эмиграции, после убийства Евлоева она попросила политического убежища во Франции. Мальсагова добавила, что лично знает Юнус-Бека Евкурова, и назвала его «благородным человеком».
Сенатор от Ингушетии Исса Костоев настроен более скептично. Он считает, что смена власти не решит всех проблем в республике, накопившихся с момента ее создания: «У нас уже были в руководстве два генерала, один из которых – Руслан Аушев-герой, а воз, как говорится, и ныне там, – сказал он «Коммерсанту». – Для решения проблем нужно не людей менять в руководстве республике, а вмешаться в ситуацию самому федеральному центру».
Премьер РФ Путин следовал логике «никогда не сдавать своих людей» и защищал Зязикова до последнего, но «отстрелы в республике велись каждую неделю», а темпы промышленного производства в Ингушетии согласно отчетам Росстата, сократились на 27%, заявил корреспонденту «Кавказского узла», комментируя отставку Мурата Зязикова, российский политолог Дмитрий Орешкин. «Принял решение президент или премьер, мы не знаем. Приказ подписал Медведев, скорее всего, после согласования с премьером Путиным», – заявил Орешкин. По его мнению, снятие Зязикова означает «сигнал, что власть пытается контролировать ситуацию».
При этом минусом данного решения Орешкин видит то, что исполняющим обязанности президента республики назначен «неизвестный военный». «Ингушетия – это суверенное государство, и можно было проявить больше уважения к его народу», – отметил политолог.
Политический обозреватель и журналист Юлия Латынина также считает, что отставка Зязикова связана с тем, что «терроризм в Ингушетии стал бытовухой», и чаша терпения премьера Путина переполнилась. В частности, считает Латынина, это случилось тогда, когда в Ингушетии была обстреляна колонна военнослужащих. «Потери федеральных войск в Ингушетии сопоставимы с потерями в Грузии», – заявила она, напомнив также, что ранее, когда дом премьера забросали гранатами, было возбуждено дело по статье о хулиганстве.
«Слепо выполняя указания центра, этот человек дошел до того, что абсолютно не контролировал ситуацию в республике», – такой вывод делает Юлия Латынина, отмечая, что уровень контроля Зязикова над республикой был виден на примере задержания Евлоева у трапа самолета. По ее мнению, такое задержание говорило о том, что в другом месте его задержать было просто невозможно. «Более того, группа сторонников Евлоева нагнала одну из машин и разоружила похитителей. А потом подробности убийства, вплоть до того, кто нажал на курок, стали известны.
Латынина отметила, что новый президент Ингушетии окажется в сложном положении: «Зязикова боевики не трогали только потому, что при каком другом еще президенте они бы получили такую поддержку народа? – считает журналистка. – А новому президенту придется быть одновременно и федералом, и ингушом, а это очень сложна задача, даже если он генерал».