Премьер-министр Владимир Путин в Сочи решал одну из главнейших проблем России – дорожную. На совещании по вопросам развития транспорта в Сочи он поручил ускорить создание госкомпании, которая будет заниматься строительством и эксплуатацией федеральных дорог. «Необходимо оперативно решить все вопросы, связанные с созданием специализированной государственной компании по организации строительства и эксплуатации федеральных дорог», – сказал он на совещании по вопросам развития транспорта в Сочи.
По словам Путина, «это должна быть структура современная, работающая в рынке и эффективная», а также в ней должен быть максимально вовлечен частный бизнес: «В реализации инфраструктурных проектов следует по максимуму использовать возможности частного бизнеса, тем более что с его стороны есть встречный интерес».
При этом Путин пообещал всяческую государственную поддержку частному бизнесу. «Но при этом нужно повысить привлекательность всех форм частно-государственного партнерства: принять назревшие поправки в закон о концессионных соглашениях, бизнес должен получить более деятельную поддержку со стороны всех государственных институтов развития», – убежден он.
Путин сказал, что сейчас почти треть федеральных автомобильных дорог работает «в режиме хронической перегрузки»: «Это не только прямые экономические потери, но и одна из причин высокого уровня аварийности». Он отметил, что число погибших и пострадавших в ДТП в России уже превышает 30 тысяч человек в год. Вдобавок недостаточное качество транспортной системы сдерживает развитие целых территорий. «Не осваиваются крупные месторождения полезных ископаемых, так как нет дорог - нет и освоения», – сказал он.
Новой госкомпании предстоит освоить немалый бюджет: объем федеральной программы развития транспортной системы РФ на 2010-2015 годы составит 13 трлн. рублей, из них 4,7 трлн. из федерального бюджета. Путин сказал, что это станет крупнейшей инвестиционной программой в истории России. Отметим, что столичный мэр Юрий Лужков считает, что на решение только московских дорожных проблем в расчете на пять лет нужно 2 трлн. рублей (впрочем, половину он обещает добавить из московского бюджета).
В феврале этого года первый вице-премьер Сергей Иванов на заседании расширенной коллегии Министерства транспорта сказал, что экономика России от плохого состояния дорог теряет более 1,8 трлн рублей в год. По признанию главы Минтранса Игоря Левитина, скорость движения на российских дорогах в несколько раз ниже, чем в Европе и США. Однако как и в какие сроки эти проблемы могут быть решены, похоже, мало кто представляет. Так, в октябре 2006 года руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Олег Белозеров говорил, что российские автодороги планируется привести в нормальное состояние к 2010 году. Однако уже через год, в декабре 2007-го тот же Белозеров сообщил, что российские автодороги будут приведены в нормативное состояние к 2013 году.
Еще кое-что из области прогнозов рассказал, читая публичную лекцию на «Полит.ру», крупный специалист по дорогам Михаил Блинкин: «Одну блестящую вводную идею подкинула госпожа Набиуллина. Выступая вчера на Госсовете, она сказала следующее: для того, чтобы привести в порядок наши дороги, потребуется 270 лет. Я вспомнил другой прогноз, сделанный другим транспортным экспертом – Александром Сергеевичем Пушкиным, в 1827 году. Он писал следующее: «Со временем (по исчислению философических таблиц лет чрез пятьсот) дороги, верно, у нас изменятся безмерно» и далее, чуть ниже, «…теперь у нас дороги плохи». Если сделать нехитрые исчисления, то можно понять, что, по пушкинскому прогнозу, у нас осталось 320 лет до наступления всеобщего счастья – по прогнозу Набиуллиной – 270».
См. об этом подробнее:
Этиология и патогенез московских пробок. Лекция Михаила Блинкина
Ожидается, что предложения по созданию дорожной госкомпании представит Минтранс. Как сообщил глава ведомства Игорь Левитин, предложения будут готовы уже в июне и тогда же будут внесены в правительство.
Первую попытку описать на бумаге дорожную госкорпорацию Минтранс предпринял еще год назад. Согласно документу, «Автодор» должен был к 2012 году достроить и привести в порядок федеральные трассы страны, потратив на это как минимум $164,5 млрд. Кроме того, предполагалось, что «Автодор» в качестве агента государства займется заключением концессионных соглашений с частными инвесторами, которые впоследствии станут владельцами построенных и отремонтированных на их деньги автотрасс.
В целом же, по заявлению одного из инсайдеров, документ представлял собой «кучу сомнительных или полусырых предложений, в том числе о создании госкомпании ОАО «Российские автомагистрали». Очень ярко описал свои впечатления от него тогдашний премьер-министр Михаил Фрадков, который заявил, что «вообще не понимает, о чем речь», а потому весь доклад — «халтура и чемодан без ручки». «Одобрять мы ничего не можем, мы одобряем только работу министерства по этой теме, вы неплохо начали работать. Но вам сложнее, чем остальным, потому что вы взяли чемодан в руки. А он может оказаться без ручки. И как вы будете его тащить? Мало того, что все будут посмеиваться, да еще и ждать, когда из этого чемодана высыпется что-нибудь, чтобы подобрать, потому что другие лишены таких возможностей». Пообещав придать дополнительное ускорение («еще и пенделя дадим») усилиям Министерства транспорта, Михаил Фрадков отправил документ на доработку.
Идея госкорпорации «Автодор» вызывала критику и с другой стороны. Экс-глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович называл «чрезвычайно опасным» создание госкорпораций. «Чрезвычайно опасной вижу моду на появление государственных отраслевых корпораций, которые сегодня возникают. Когда предлагается создать корпорацию, например, для лекарственного обеспечения, рыбы, дорог (Росавтодор) – я могу еще долго перечислять – это наводит на мысль, что государство даже не пытается понять, что это может сделать частный бизнес», – заявлял Дворкович в октябре прошлого года.
Впрочем, Дворкович теперь займется отношениями со странами G8 (см. «Представлять Россию в «Большой Восьмерке» будет бывший главный эксперт Кремля»), а Михаил Фрадков ныне возглавляет далекую от строительства дорог Службу Внешней разведки (см. «Фрадков пошел в разведку»). А вот министр Игорь Левитин все еще в правительстве, хоть и не вошел в состав президиума правительства. Так что главной задачей остается приделать «ручку» «к чемодану».