Продемонстрированный в среду 9 ноября Верховному главнокомандующему гособоронпоказ в очередной раз показал обществу, что не все в нашем военном ведомстве ладно с обычной житейской логикой и отвечает национальным интересам. Сомнительно, что из четырех приоритетных направлений, поставленных президентом перед военными людьми на 2006 год, - формирование оптимального состава Вооруженных сил, модернизация войск, развитие военной науки и образования, решение социальных вопросов - хотя бы одно будет выполнено. Почему? Либо из-за некомпетентности (это мягкий вариант), либо по причине преднамеренного введения общества в заблуждение, если такие показатели государственного бюджета пролоббированы заинтересованными структурами.
Проведение эксперимента в одном из военных округов по созданию регионального командования - это возвращение к идее маршала Огаркова, от которой бездумно отказались в СССР, но которая быстро прижилась в США, первый реальный шаг, сделанный властью в направлении военной реформы. Можно только приветствовать это начинание, как и создание в армии института профессиональных сержантов. Вызывает только сомнение дальнейшая оптимизация структуры вооруженных сил, в основе которой мыслится создание частей постоянной боевой готовности, стопроцентно укомплектованных контрактниками.
Эксперимент по комплектованию 76-ой воздушно-десантной дивизии военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дал несколько любопытных наблюдений. Во-первых, только 4,2% из отобранных военкоматами кандидатов остались служить в дивизии, поэтому в военкоматах должно быть как минимум 23 -24 кандидата на одно место. Сомнительно, что возможен такой отбор. А при наборе в армию подряд люмпенов и деклассированных элементов качественной армии просто не получится. Во-вторых, состояние воинской дисциплины в дивизии, несмотря на переход на контрактную основу комплектования, по ряду показателей ухудшилось (увеличилось количество самовольно оставивших часть, а также проступков в общественных местах, особенно на почве пьянства и хулиганства). В ходе боевых действий в составе Объединенной группировки войск на Кавказе почти у 1/3 военнослужащих “не сложились отношения в коллективах”. И в-третьих, те оклады, которые выплачивают контрактникам, недостаточны ни для ВДВ, ни на флоте. Примером тому может служить укомплектованность контрактниками бригады дизель-электрических подводных лодок Тихоокеанского флота. Там укомплектовано 17 процентов, на Камчатке чуть лучше – 31 процент. В 2004 году на Тихоокеанском флоте были приняты на контрактную службу более 700 человек, в том числе около 200 из запаса. Уволены - около 600 человек, из них 58% за невыполнение условий контракта. Основная причина – недостаточное финансирование. Матрос, прослуживший 2 года на Камчатке, будет получать 12400 рублей. Однако новичок, только что подписавший контракт, получит чуть больше 4000. При этом правительство отменило бесплатный проезд, выделив взамен ежемесячную надбавку за проезд 150 рублей. Что это означает на Камчатке? Например, билет от Петропавловска-Камчатского до Новосибирска в одну сторону стоит 12000. Аренда квартиры семьей в три человека стоит 4000 рублей, в Сибирском ВО стоит до 3000 рублей. Поэтому без увеличения денежного содержания, без конкурсного отбора кандидатов проблематично найти достойных защитников для Отечества.
Большие сомнения вызывают планы по выполнению второго направления – модернизации войск. За парадными расчетами о том, что в 2006 году для армии будут закуплены 6 межконтинентальных ракет, 6 космических аппаратов, 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90 (один батальонный комплект), 125 бронетранспортеров (4 батальонных комплекта), 3770 автомобилей, 9 самолетов (в том числе Ту-160) и модернизированы 139 танков, 125 орудий, 104 самолета, 52 вертолета - скрыто второе дно, о котором умалчивают либо по незнанию, либо специально, вводя общество в заблуждение.
Речь идет о перевооружении батальонными комплектами, поданном как достижение нынешнего руководства Минобороны. На самом деле, это не так. В советские времена была рассчитана и проверена практикой методика переведения частей и подразделений различных родов войск и служб на новое вооружение. Ее аксиомой было – замену вооружения производить только полковыми комплектами. Не останавливаясь на авиации и флоте, рассмотрим на примере танкового или мотострелкового полка. Только за последние четыре года было закуплено для Сухопутных войск танков: в 2003 году - 80 Т90С; в 2004 году – 31 танк, в 2005 – 17 танков Т90; на 2006 запланировано – 31 танк Т-90. Основу танковых войск в России в настоящее время составляют танки Т-72 в количестве 6000 штук и Т-80 – около 5000.(1) На хранении 4000 Т-64, 8000 Т-62, 10 000 Т54/Т-55 (2) Всего 35 различных модификаций практически одной старой машины –Т-64. Дело в том, что в танковый полк на Т-80 невозможно добавить один батальон на Т-90. У них разные двигатели: у одного газотурбинный трехвальный, у другого 12-цилиндровый с турбонаддувом. Разные маршевые скорости (Т-80 -70 км/час, Т-90- 60км/час). Разные преодолеваемые глубины брода. Разное встроенное оборудование. Есть разница в обслуживании, а обучение стрельбе и вождению требует различных методик.
В таком полку вместо одной группы учебно-боевых танков должно быть две. Вдвое увеличивается количество запасных частей и агрегатов. Если по весу Т-90 (46,5 тонны) как-то совместим с Т-72 и Т-80, то с Т-62 (37,5 тонны) и Т-55 (36.5 тонны) они несовместимы на трассах танкодрома. Поэтому вождение танков различного веса по одной трассе опасно для жизни . Планирование боевого применения, обучения и эксплуатации полка, на вооружении которого стоят разнотипные танки, чрезвычайно затруднено. Мне три года пришлось командовать батальоном в ГСВГ после перевооружения на БМП (кстати, перевооружались полком). Когда мы попытались водить на трассах танкового полка, то трех человек отправили в госпиталь с травмами позвоночника, поскольку из-за разности в весе боевых машин они перелетали дальше ям, выбитых танками, и торсионные валы, которые должны гасить удары, не выдерживали. После этого полк построил собственный машинодром. Видимо, поэтому импортер российского вооружения Индия закупила в 2004 году одновременно танковый дивизионный комплект - 300 танков Т-90.
Заявления Сергея Иванова о закупке техники батальонными комплектами не выдерживает критики, такое перевооружение даст нулевой эффект и лишний раз показывает некомпетентность руководства Министерства обороны.
Если говорить о стоимостном выражении программы перевооружения, то Т-90 стоит около 30 миллионов. Затраты на модернизацию танка, как показывает мировая статистика, могут составить до 60% стоимости новой машины такого класса. И модернизированный танк примерно обойдется в 18 миллионов. Вот тут-то и лукавство нашего славного Министерства обороны. По большому счету, модернизация Т-72 в вариант Т-72М1 представляет собой бесполезную работу. Она ничего не дает по повышению огневой мощи и защите. Боезапас 125-мм танковой пушки практически устарел. Усиление верхней лобовой детали корпуса 16-мм броневым листом, а также использование песчаных стержней в качестве наполнителя в броневой конструкции башни практически не спасает Т-72М1 от современных противотанковых средств. Модернизация в 2006 году 139 танков нужна Министерству обороны только для имитации процесса активной деятельности с большими затратами для государства и выгодой для ремонтных заводов Министерства обороны, где почему-то (а вовсе не на танковых заводах ВПК) проводится модернизация. Самолетный и автомобильный парк тоже модернизируется на заводах, принадлежащих Министерству обороны.
Естественно, финансирование проходит мимо предприятий ВПК, оно непрозрачно и слабо контролируемо. По предварительным расчетам, на это заложено 2,5 млрд. На эту сумму целесообразнее было бы закупить новых 83 танка. Для поставок шести полковых танковых комплектов (по одному на каждый военный округ) – недостающих 422 танков - необходимо 12.66 млрд рублей. Где их взять? По сообщению министра обороны на заседании правительства 18 августа, гособоронзаказ вырос на 38 миллиардов и составлял 225 миллиардов, из которых 22 миллиарда планируется потратить на авиатехнику. На сборе руководства Министерства обороны 9 ноября в докладе было заявлено тем же Сергеем Ивановым, что гособоронзаказ вырос сразу на 54 млрд рублей и составит уже 237 млрд. По мнению экспертов, если в 2005 году гособоронзаказ был 187 млрд рублей, то с увеличением на 54 он составляет не 237, а 241 млрд рублей. Таким образом, на “найденные” 4 млрд рублей можно закупить еще 133 современных танка.
Нынешняя Россия наступает на грабли модернизации, повторяя неудачный проект СССР. С 1981 по 1985 годы было модернизировано 2985 танков Т-55 до уровня Т-55АД и Т-62 - до уровня Т-64. Были затрачены колоссальные ресурсы на модернизацию устаревших машин, а в это же время США и ФРГ притупили к замене своих старых марок танками М1 “Генерал Абрамс” и “Леопард”. Все затраты на модернизацию не привели к повышению боевых характеристик старой машины. Это же повторяется и сейчас Главным автобронетанковым управлением.
Министерство обороны, наделившее себя правом самостоятельной модернизации и правом поставок продукции военного назначения, минуя “Рособоронэкспорт”, будет биться за эту привилегию до конца. Видимо, главная задача - “выбить” бюджетные деньги для так называемой модернизации и предпродажной подготовки. И тому есть объяснение. На мировых рынках цены распродажи вооружения Министерством обороны наполовину, а по некоторым позициям и на 80% ниже цен мирового рынка. (3) Например, по данным Счетной палаты, цена Миг-29 на мировом рынке составляет $15 млн, а Минобороны продает самолет за $10 млн. Или другой пример - танк Т-64 на мировом рынке стоит $0,6 млн, а продается за $0,1 млн. Распродавать есть что. По данным Министерства обороны, до 2005 года высвободилось: 150 атомных подводных лодок, 90 дизельных подводных лодок, 600 надводных кораблей, 2000 самолетов и вертолетов. 8000 танков, 1 000 000 автоматов, винтовок и пистолетов, 1500 радиолокационных станций. На военных базах ожидают утилизации 33000 вагонов боеприпасов и ракет.
А самое интересное, что даже Счетная палата совместно с заместителем Администрации Президента Игорем Шуваловым не может найти одного, единого органа и лично ответственного должностного лица за внешнеэкономическую деятельность в Вооруженных силах. Поэтому пока эта масса вооружения не будет модернизирована и распродана по бросовым ценам, российская армия будет получать каждый год по одному танковому батальону, и это будет подаваться как достижение Министерства обороны.
Причиной этому - явное затягивание принятия Государственной Думой ряда нормативных актов в соответствии с законом “О приватизации”, которые могли бы регламентировать запрещение силовым структурам исполнения несвойственных им функций продавцов федеральной собственности. Пока же указания Верховного главнокомандующего армейскому руководству останутся благими пожеланиями, а перевооружение батальонами и эскадрильями даст только пиар-эффект и иллюзию по созданию современной армии.
Примечания
1. Растопшин. Обещанного танка придется ждать 7 лет // НВО. 2003. №17(332). 23-29 мая
2. Энциклопедия танков. Полная энциклопедия танков мира.1915-2000гг. Мн.: Харвест. С.569.
3. Путилов С. Окончательная армейская распродажа // НВО. 2003. №44. С.3