Что-то там неладно с этим оборонным заказом. 20 с лишним триллионов рублей планируют вбухать в него в ближайшие несколько лет. Для исполнения придуман целый вице-премьер Дмитрий Рогозин, замылена масштабная реформа армии и толку как-то не очень видать, кроме аппаратных дрязг и дележа средств.
У министра обороны дела идут еще хуже.
Следственный комитет считает, что ущерб государству составил 3 миллиарда рублей и это от реализации «всего 8 объектов недвижимости». И даже вроде следователи застали у главы «Оборонсервиса» Елены Васильевой самого министра, который от нее и направился в офис подконтрольной его ведомству компании. Правда, представители компании историю (она была рассказана Lifenews) категорически опровергли, сказав, что министра в здании «Оборонсервиса» сегодня не наблюдалось. Сам министр сказал, что до конца следствия обвинения являются всего лишь «версиями».
Тут возникает один вопрос: а у нас как обстоят дела со всякими инициативами в части военной реформы? Неужели все также воруют и ничего не делают? Типовых ответов несколько. Первый: Минобороны - большое хозяйство и какие-то злоупотребления там неизбежны. Минобороны едва ли не крупнейший «работодатель» в России, да и с объектами разного плана там все очень неплохо обстоит.
А реформы структуры такого объема не обходятся без накладок. Сердюкова не любит сразу генералитет из Генштаба, офицеры и лобби военно-промышленного комплекса, причем последние - наиболее сильно. Тем более, что государственный оборонный заказ, ими же продвинутый, в определенном смысле подвергается пересмотру. Отчасти по причинам вполне объективным: в 2011 году гособоронзаказ был сорван из-за довольно больших аппетитов ОПК и нежелания Минобороны платить по ценам, предъявленным оружейниками.
В прошлом году были утверждены расходы на гособоронзаказ. Тогда их озвучивал нынешний глава администрации президента и бывший вице-премьер по вопросам ОПК Сергей Иванов на заседании военно-промышленной комиссии при правительстве. Цитата: «В абсолютных показателях это выглядит следующим образом: в 2012 году финансирование гособоронзаказа запланировано на уровне 1 трлн 769 млрд рублей, в 2013-м - 2 трлн 236 млрд и в 2014 году - 2 трлн 625 млрд рублей». Это было в конце ноября 2011 года.
Вчера министр обороны Сердюков отчитывался перед депутатами Госдумы. Заседание было, как водится для заседаний по оборонным вопросам и вопросам по безопасности, закрытым. Но там звучали и попали в публичную сферу чуть другие цифры. «Доля планируемых расходов на оборону составит 2,1 трлн руб. в 2013 году, 2,5 трлн руб. в 2014-м, более 3 трлн руб. в 2015-м», - цитирует корреспондент «Коммерсанта» главу думского комитета по обороне коммуниста Владимира Комоедова. 2012 год, по его словам, дал оборонному комплексу 1,9 триллиона. Правда, запланировать (как показал тот же 2011 год) вовсе не значит потратить.
Несложно также заметить, что сокращение гособоронзаказа, по сравнению с планами годичной давности, составляет как минимум пару сотен миллиардов в ближайшие два года. Впрочем военное лобби благодарно даже за такое сокращение. «Министр обороны выступил с убедительным докладом, ответил на все вопросы»,— это опять-таки Комоедов «Коммерсанту» заявил, добавив, что «военная реформа, которая начиналась с положения "по-пластунски", сейчас поднимается и все время набирает темп». Это примерно как сказать давнему противнику в лицо, что свое дело он знает.
Но это было вчера, а сегодня подведомственную Сердюкову структуру обыскивают и говорят, что она неправильно расходовала деньги. Обыскивают-то не просто структуру, а структуру, которую возглавляет бывший советник Сердюкова, по слухам едва ли не «съевшая» бывшего замминистра Михаила Мокрецова. Обиды не прощают, тем более такие обид.
Однако есть нюанс: для проверки СКР, да еще не просто проверки, а публичного ее освещения (и в Lifenews особенно), генеральской обиды маловато. Как мало было генеральского недовольства Дмитрием Медведевым для жалоб бывших и действующих военных в фильме «Потерянный день», где видные чины ругали бывшего президента за бездействие в ходе русско-грузинской войны 2008 года.
Слабость позиций кабинета Медведева (как ранее аппаратная слабость президента Медведева) рождает именно такие конфликты. Кто-то жалуется Путину, что министр А «дал мало/много денег на проект Б» и «вообще ворует». А дальше покажет «Лайфньюз», если не НТВ. Пример же бывшего министра регионального развития Олега Говоруна показывает, что самостоятельно защищать министров премьер то ли не может, то ли не хочет.