В царской России существовало позорящее наказаниедля провинившихся дворян – публичная гражданская казнь. Зачитав приговор, преступникавозводили на эшафот, ставили на колени и ломали над его головой офицерскуюшпагу. Затем объявлялось, что такой-то лишается дворянского звания и чести.Гражданская казнь влекла за собой гражданскую смерть – как минимум,безвозвратное исключение из благородного сословия и конец карьеры.
Нечто похожее совершается в наши дни в отношении главыадминистрации сибирского наукограда Кольцово Николая Красникова. Причем мэраказнят, не дожидаясь приговора! И шельмуют не на городской площади, а напросторах российского Интернета: любой поисковик в ответ на запрос «Красников»выдает сотни заголовков типа «Мэр наукограда попался на коррупции», или«Мошенничество по-научному». А чего церемониться? Виноват – не виноват, а еслизавели уголовное дело и оно дойдет до суда, то подозреваемый будет осужден свероятностью 99,2% (всего лишь 0,8 процента составили оправдательные приговорыв российских судах за прошлый год).
Между тем, обвинения против Красникова не стоят ивыеденного яйца.
Глава администрации Кольцово авансом оплатилстроительной компании работу по госзаказу. Работа оказалась не выполненной намомент последовавшей проверки Росфиннадзора. Позже объект построили, никтоничего не украл. Мэра обвиняют в том, что он не предъявил строителям штрафныесанкции за просроченную работу и тем самым нанес ущерб государству. Всепроисходило, заметим, в разгар экономического кризиса. Муниципалитет Кольцово втот период был должен тем же строителям за уже сданные социальные объекты втридцать раз большую сумму, чем злосчастный непредъявленный штраф.
- И что за беда? – удивятся юридически искушенныечитатели. - Заплатит штраф из собственного кармана или отделается условнымнаказанием.
Проблема в том, что весной грядут местные выборы, исудимый мэр потеряет возможность баллотироваться на новый срок. Похоже, радиэтого и затеяно уголовное преследование Николая Красникова, который руководитКольцово без малого двадцать лет, причем собирает на выборах по 70 и болеепроцентов голосов. За этот период недоделанный служебный поселок привирусологическом научно-производственном центре «Вектор» под Новосибирском превратилсяв процветающий городской муниципальный округ с самыми высокими в странепоказателями жилищного строительства и рождаемости, с растущим год от годабюджетом, с прекрасными перспективами развития в качестве центра инновационногопредпринимательства в сфере биотехнологий и фармакологии. Вероятно, поэтому наукогради стал лакомым куском для неизвестных рейдеров. А это беда уже не только для мэраКрасникова и жителей Кольцова - брошен вызов нашим общим надеждам навозможность разумной и честной жизни в своей стране.
Это вранье, что незаменимых людей у нас нет.Двигателем каждого хорошего дела является конкретный человек, готовый лечь занего костьми. Николай Красников лег костьми за идею наукоградов. Он один изавторов соответствующего закона – одного из немногих, который разрабатывался всередине девяностых годов по инициативе снизу, заинтересованными представителямизагибавшихся он недофинансирования научных поселений. Эти затерянные в лесахполузакрытые городки раньше были бесправными довесками при бюджетныхучреждениях, а благодаря закону о наукоградах получили статус самостоятельныхмуниципалитетов с особыми правами. Идея была такая: муниципалитет разрабатываетсобственную стратегию развития и способствует становлению новой экономики насвоей территории, а федеральный бюджет на протяжении оговоренного срока возвращаетнаукограду полученные от него налоги по принципу «больше сдали – большеполучили». И так до тех пор, пока муниципалитет полностью не встанет на ноги.Главное условие - город не должен менять своей научной специализации.
Статус наукограда не давался автоматически,существовала сложная процедура защиты разработанной стратегии на самом высокомуровне. Примерно из семи десятков существующих в России научных городков только14 стали наукоградами. Среди них Кольцово – единственный в стране наукоградбиотехнологического профиля.
Основа экономики Кольцово – инновационныйвысокотехнологичный бизнес, отпочковавшийся от «Вектора» при его первом директореакадемике Льве Сандахчиеве. Потом сюда стали стекаться и другие инновационныекомпании из Новосибирска, привлеченные прекрасными условиями местногобизнес-инкубатора и широкими возможностями для дальнейшего развития. Крометого, в Кольцово бурно развивается жилищное строительство, множатся частныепредприятия торговли и сферы обслуживания. Солидный доход местной казнеприносит новый, самый современный в Сибири ликеро-водочный завод. Бюджет наукограданачинался с полутора десятков миллионов рублей в 2003 году, а в 2008 перевалилза полтора миллиарда (и это при населении всего 12 тысяч человек!). Местноесамоуправление может позволить себе не только необходимые социальные расходы,но и приятные излишества – к примеру, содержание освещенной горнолыжной трассы,высококлассного стадиона и парка отдыха с каскадом искусственных прудов. МуниципалитетКольцово даже выплачивает стипендии и солидные премии лучшим научнымсотрудникам «Вектора», но главный вклад наукограда в науку – это созданиеблагоприятной среды для жизни и работы ученых и специалистов наукоемкогобизнеса.
Федеральный центр почти сразу отказался отполноценного выполнения своей части обязательств по закону о наукоградах - точнее,Минфин перешел на привычное подушевое финансирование. Более заметна помощь субъектафедерации – Новосибирской области. Но главную работу сумел самостоятельно проделатьмуниципалитет наукограда Кольцово под руководством Николая Красникова идепутатов городского совета – доказать, что местное самоуправление в России нефикция, что при желании даже маленький город может зарабатывать своим умом инормально развиваться.
Говоря современным языком, Николай Красниковмногократно повысил капитализацию Кольцова. Как выясняется, себе на горе. Естьоснования подозревать, что дело не кончится одним обвинением. В стране поездавзрывают, а сотрудники госбезопасности рыщут по маленькому городку в поисках компромата,склоняют жителей и сотрудников предприятий к доносам на мэра. Как сказал одиниз горожан: «Я не являюсь фанатом Красникова, но методы, которыми работают егонедоброжелатели, попахивают 37-ым годом. Наши законы устроены так, что можно осудитьлюбого руководителя, только содействовать этому нет никакого желания. Мы вКольцово живем на виду друг у друга, Красникова и его семью наблюдаем многиегоды – он точно не коррупционер и не мошенник».
Давить на правосудие нехорошо, да и малоперспективно.Это прекрасно понимают и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, публичнозаявивший о поддержке Красникова, и депутаты горсовета Кольцово, и простыежители наукограда, поставившие больше тысячи подписей под обращением к ПрезидентуРФ в защиту мэра. Но как иначе можно протестовать против явной несправедливостипод видом соблюдения закона? Граждане пытаются верить, что пресловутое «телефонноеправо» может хоть раз, для разнообразия, сработать на стороне добра.
Защита мэра подала протест на возбуждение уголовногодела. Но представители следствия в суд не явились, заседание перенесено на 17декабря. Еще есть время остановить наезжающий на достойного человекаравнодушный асфальтовый каток.
Новосибирск