будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Страна

Гражданское общество в защиту мигрантов: как будут развиваться отношения с государством?

Открывая пресс-конференцию, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева подчеркнула уникальность Чрезвычайного съезда. Впервые в нем приняли участие представители как переселенческих, так и правозащитных организаций. Это произошло не только потому, что правозащитники готовы оказывать всем незащищенным категориям населения России, подчеркнула Л.Алексеева, но и вследствие осознания правозащитным сообществом опасного, антигосударственного характера нынешней миграционной политики властей.

Этот факт весьма важен. Напомним, что "Общество.Ру" уже писало о том, что совместные действия НПО, представляющих различные сектора гражданского общества, представляют собой существенную тенденцию развития общественной жизни России. Председатель Координационного совета помощи беженцам и вынужденным переселенцам Лидия Графова, со своей стороны, подчеркнула, что Чрезвычайный съезд показал, "что в России созрела огромная ячейка гражданского общества - переселенческое движение".

Между тем съезд констатировал, что положение в области миграции в России в настоящий момент является критическим. Публичные заявления руководителей государства, в которых выражается вполне адекватное понимание значимости миграции для будущего России, резко контрастируют с реальными действиями, демонстрирующими, что люди, принимающие решения в данной области, рассматривают миграцию как нежелательное явление, которое должно быть сведено к минимуму, сказала Л.Алексеева. В первую очередь это относится к недавно принятому драконовскому закону "О гражданстве РФ". Характерный пример такого восприятия проблемы представляет также деятельность Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства под руководством заместителя главы администрации президента Виктора Иванова. Как подчеркнули участники пресс-конференции, эта группа, которой поручена выработка важнейшего для миллионов мигрантов документа - Концепции миграционной политики РФ - работает келейно, систематически уклоняясь от контактов не только с неправительственными организациями, но даже с правительством и учеными-экспертами, участвовавшими в работе над Концепцией на начальном этапе.

Появление на трибуне Виктора Иванова стало главной сенсацией Чрезвычайного съезда. Участники пресс-конференции с возмущением говорили о том, что попытавшись вступить в диалог с делегатами съезда, он показал вопиющую некомпетентность, фактически профессиональную непригодность к работе над миграционной тематикой, а также продемонстрировал явное нежелание учитывать какое-либо мнение, кроме своего собственного, и тем более как-либо сотрудничать с представителями переселенческих или правозащитных организаций.

Закономерным итогом такого поведения Виктора Иванова стало принятие на съезде обращения к президенту РФ Владимиру Путину, с призывом его от обязанностей руководителя Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства.

Приоритетом разрабатываемого группой Иванова документа является борьба с незаконной миграцией. Между тем, отметили участники пресс-конференции, важнейшей и составляющей миграционной политики является социальная работа. Неправильная расстановка акцентов придает всей миграционной политике репрессивный характер и практически перекрывает так необходимый сейчас России приток населения извне. В перспективе нашей стране необходимо отдельное Министерство миграции, однако сейчас съезд, по словам Лидии Графовой, решил не требовать этого, ограничившись выражением готовности к сотрудничеству с недавно созданной при МВД Федеральной миграционной службой.

В отличие от Иванова, глава ФМС Андрей Черненко показал себя на съезде с положительной стороны. Два дня он присутствовал на заседаниях, приведя с собой целую группу руководителей своей службы, в том числе специально вызванных из регионов, поддерживал конструктивный, заинтересованный диалог с участниками съезда и провел ряд встреч с лидерами переселенческих организаций.

Руководитель юридической сети "Миграция и право" Светлана Ганнушкина рассказала о прошедшей 19 июня в рамках съезда специальной сессии "Ксенофобия и расовая дискриминация по отношению к мигрантам", в которой приняли участие представители около сотни НПО. Сессия констатировала, что в настоящее время происходит явная фашизация определенных слоев общества, в особенности молодежи.

Также С.Ганнушкина остановилась на ситуации в лагерях чеченских беженцев в Ингушетии. Она заявила, что нынешнее стихийное бедствие, скорее всего, к сожалению, послужит дополнительным фактором "выдавливания" беженцев в Чечню. О том, что они и так уже испытывают сильное давление говорит приведенный ею факт: по сообщению из Ингушетии по палаткам в одном из лагерей прошлись сотрудники ФМС, настоятельно советовавшие их обитателям возвращаться домой, иначе в самих лагерях в Ингушетии начнутся "зачистки почище, чем в Чечне".

Тем не менее, сказала С.Ганнушкина, "мы надеемся, что съезд сыграет свою роль в восстановлении сотрудничества между государством и обществом". Подобное сотрудничество как приоритет внутренней политики было провозглашено на Гражданском форуме в ноябре 2001 года, однако с тех пор по многим важнейшим направлениям оно фактически зашло в тупик вследствие упорного нежелания представителей государства отказываться от привычки монопольно принимать решения.

Съездом и сессией был принят ряд резолюций. В основной из них участники Съезда излагают рекомендации в адрес президента, правительства, Федерального Собрания и Федеральной миграционной службы, касающиеся совершенствования миграционной политики.

В резолюции "О возвращении вынужденных переселенцев из Ингушетии в Чечню" говорится: "Насильственное переселение или любые завуалированные формы принуждения жителей Чечни к возвращению недопустимы. Никто не может препятствовать людям оставаться там, где они чувствуют себя в безопасности. ... Участники Съезда требуют, чтобы представители российских, зарубежных и международных правозащитных и гуманитарных организаций, работающие в Чечне, получили возможность участвовать в контроле за реализацией Плана возвращения беженцев из Ингушетии в Чечню".

Резолюция "О незаконности принятия федерального Закона "О гражданстве РФ" подчеркивает, что при принятии этого закона были допущены грубейшие нарушения регламента Госдумы - "принципиальные поправки, набравшие большинство голосов во втором чтении, при подготовке третьего чтения не были включены в текст законопроекта". Таким образом, закон, вступающий в силу 1 июля, нелигитимен. В связи с этим участники съезда обращаются к председателю Госдумы, лидерам парламентских фракций и депутатам с призывом обжаловать в суде нарушения регламента при его принятии, просить суд признать новую редакцию закона "О гражданстве РФ" недействующей и обязать Госдуму вернуться к его рассмотрению во втором чтении.

Отдельная резолюция посвящена также делу Буданова. Участники съезда требуют проведения независимой психолого-психиатрической экспертизы, а также обеспечения судом прав семьи Кунгаевых на справедливую судебную защиту.

Между тем 21 июня премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписал постановление о создании правительственной комиссии по миграционной политике.

Как сообщает РИА "Новости", основной задачей комиссии станет выработка согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов федерации по реализации единой государственной миграционной политики. Речь, в частности, идет о координации их действий по регулированию миграционных процессов, включая создание системы мер по выявлению незаконных мигрантов и пресечению незаконной миграции, а также определение перспективных территорий для расселения мигрантов, установление квот приема лиц, ищущих убежище, определение направлений использования средств, выделяемых на связанные с миграцией населения мероприятия.

Председателем комиссии назначен министр РФ Владимир Зорин. В ее состав вошли представители МВД и МИД РФ, ФСБ, ряда других министерств и ведомств, а также администраций регионов, государственных СМИ. В качестве представителей общественности включены и четыре члена Организационного комитета Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов - Светлана Ганнушкина, Лидия Графова, заведующая лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская и директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. Вице-премьер Валентина Матвиенко приняла участников комиссии, пообещав им свое содействие.

Учреждение этой комиссии наряду с существующей Межведомственной рабочей группой под руководством Виктора Иванова представляется довольно странным. Однако на вопрос корреспондента "Общества.Ру" об этом Лидия Графова ответила, что глава ФМС А.Чернов сообщил ей о том, что группа Иванова вскоре должна быть отстранена от работы над Концепцией миграционной политики, и этот документ будет передан в комиссию под руководством Зорина.

Первое организационное заседание комиссии намечено 5 июля.

Пока еще рано делать окончательные выводы, но заметим, что ситуация начинает напоминать комбинацию, разыгранную при продавливании антидемократического законопроекта об альтернативной гражданской службе, когда так же первоначально был подготовлен устраивающий власть законопроект, затем общественности была предоставлена площадка в виде совместной рабочей группы, где она могла бы заняться выработкой своего варианта законопроекта, а затем первый документ с использованием послушного большинства Госдумы был проведен практически без изменений.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).